Лепель впервые упоминается в письменных источниках в 1439 году. В 1852 году город получил свой герб, напоминающий «Погоню» – серебряный всадник на красном поле.
Сейчас Лепель – административный центр Лепельского района, расположен в южной части Витебской области, в 110 километрах от Витебска. Через него проходят автодороги Витебск-Минск, Орша-Полоцк, имеется железнодорожное сообщение. В городе проживают 18,8 тысячи человек.
Город- озеро
Внешне Лепель производит необычное впечатление, он как будто распластан по довольно большой территории и не имеет четко выраженных центра и окраин. И дело даже не в том, что он занимает непривычно большую территорию (17,4 кв.км). В нем нет традиционного для малого города «скопления» самых больших и по виду, и по значимости зданий, которые сразу и безошибочно определяются как «центр». Сами здания есть, но все они так расположены, и так построены, что не создают четких ориентиров и никак не структурируют пространство. Даже главная площадь – «безбашенная», все одинаково ровно и по высоте, и по выразительности. Что находится на центральной площади? Через несколько дней вспомнить довольно трудно. Разве, что памятник Ленину, да и то, он теряется в деревьях так, что будь это не Ленин, а кто-то другой – этого бы можно было и не заметить.
Кажется, что город находится где-то между двумя типами застройки беларусских малых городов. Первый из этих типов представлен преимущественно старыми беларусскими городками (Ивье, Поставы, Глубокое), где уникальная «старая» архитектура образует центр, который становится узнаваемым лицом города. Другой тип – это малые города советской застройки, где лицо города – «современные» здания (чаще всего стандартные для всех малых городов), демонстрирующие поступь прогресса, социальное благоденствие и т.д.. Местный архитектурный колорит сохраняется случайно, только по краям и в частном секторе. Лепель – где-то посередине. Там есть все: и внушительные современные здания, и несколько храмов, и район девятиэтажек и тихая привлекательность старых улиц. Но все они как-то беспорядочно разбросаны по большой территории и даже символично, что узнаваемым лицом города являются … Лепельские озера.
И в силуэте города над озером ничто не задевает взгляда, он скользит ровно и спокойно как водная гладь.
Пожив в Лепеле несколько дней, понимаешь, что это неслучайное архитектурное стечение обстоятельств, а принцип жизни этого города.
Обычно ощущение жизни в городе создается, когда видишь много людей на улицах, машины, движение. В Лепеле улицы довольно пустынны (может оттого, что была не очень хорошая погода). Но ощущение жизни все же есть, его создает «нестерильность». Мы уже привыкли, что красота беларусских малых городов непременно связывается с чистотой, плоть до уничтожения всяческих следов человеческого пребывания. По крайней мере, центральную улицу (или улицы) стараются содержать в такой стерильности. А здесь не то чтобы мусор или не убрано. Нет, все довольно аккуратно, но при этом есть какие-то признаки, что здесь бывают люди. И это не на задних улицах и окраине, а в центре. Точнее в том месте, которое можно было бы считать центром в этом децентрализованном городе. Возможно, это бросилось в глаза именно потому, что источника «признаков жизни» — людей, на улицах было не так уж и много. Хотя традиционных «украшений» и здесь избежать не удалось: заборы идиллических цветов как пирожные с кремом, сайдинг как способ облагородить фасады и т.д.
Город встречает двумя придорожными гостинцами, вполне приличными и недешевыми. И это тоже как оказалось в последствии символично – все что организует и задает жизнь в городе приходит извне, а жители города используют свое выгодное во всех отношениях положение.
«Выгодное положение»
Когда пытаешься разобраться с тем, как и вокруг чего организована жизнь и деятельность в городе, на ум приходят такие описания и объяснения, которые нередко используются для всей Беларуси. Речь идет о выгодном экономическом, геополитическом, климатическом и т.д. положении. Лепелю можно сказать повезло – он представляет интерес во многих отношениях, но, прежде всего, – это природа (чудные места для отдыха) и пересечение транспортными потоками. По крайней мере, эти две стороны «выгодного положения» наиболее наглядны.
Градообразующих предприятий нет. В качестве основного ресурса и ориентира для перспектив развития Лепеля рассматриваются природные ресурсы района (Лепельщины). Это заложено и в программе социального экономического развития города, и в восприятии жителей самых разных социальных слоев: от административных управленцев до обывателей. В административно-управленческой отчетности отмечается, прежде всего, возможности добычи-переработки, а в обыденном размышлении и разговоре – образ рекреационного района. И действительно, самым привлекательным в городском ландшафте является озеро и парк над ним.
Промышленность представлена 8-ью предприятиями, на которых занято около 1300 человек (всего в экономике занято 8800). Это традиционные – молочно-консервный комбинат, хлебозавод, льнозавод, коопзаготпром, а также ремонтно-механический и электромеханический заводы и т.д. Все они находят в состоянии «постепенного выхода из кризиса». Реально оценить перспективы такого выхода невозможно. Однако доля занятости в этих предприятиях свидетельствует сама за себя. Есть еще строительные организации. Дополнительные рабочие места дает агротехнический колледж. Кроме того, довольно развит мелкий бизнес, в основном торговля, транспорт (пассажирские и грузоперевозки), услуги, автомастерские.
По этим показателям, за исключением развитости малого бизнеса, Лепель мало отличается от большинства не слишком благополучных малых городов. Но такому среднему состоянию не соответствует ни инфраструктура потребления, которую можно наблюдать, ни отношение жителей города к возможностям заработка. С одной стороны, лепельчане сетуют на сложности с устройством на хорошую работу, с другой стороны, на предприятиях есть вакантные должности, с зарплатой около 400 тыс.
При этом в городе много магазинов (разного размера и вида собственности), вполне приличный ассортимент. Удивил центральный универмаг, традиционно пустующий даже в самых развитых городах. Здесь все три этажа были заполнены товаром, хотя конечно до изобилия и ему далеко. Но все же. Несколько точек торгующих компьютерами (в других городах большинство таких точек работает через систему заказов, а здесь все выставлено, и можно даже в кредит купить). Активная продажа скутеров, которых в городе встречается едва ли не столько же, сколько машин. Есть ювелирный магазин, что для малых городов — редкость. Большое количество магазинов, торгующих отделочными и строительными материалами и техникой. В городе нет очевидного строительного или ремонтного бума. Но все это куда-то и кем-то востребовано.
Довольно много мест, где можно нормально поесть. Как оказалась, несколько центральных и наиболее посещаемых кафе-ресторанов находятся в государственной собственности. Причем выглядят они, по опыту других экспедиций, скорее как частные. Вполне приличный интерьер, еда и обслуживание, даже есть некоторый налет клубности-элитарности.
Местные жители считают город дорогим, хотя говорят об этом загадочно. Что именно дорого и почему – так и осталось непонятным. Ощущение дороговизны, видимо, образуется из-за присутствия в городе богатых, но не местных людей. Они здесь покупают дома и отдыхают, вкладывают средства в бизнес, а возможно и во что-то еще. Это столичные начальники, бизнесмены и иностранцы (россияне). Рассказывая о крупных бизнесменах, нам туманно намекали, что неизвестно, кто на самом деле хозяева, а кто подставные лица.
В общем, источник благополучия находится где-то вне города, а его жители пользуются счастливым стечением обстоятельств. Причем, как показалось, и местные власти тоже относятся к тем, кто пользуется положением, но не создает его.
Богатство и нищета культурной жизни
Постепенно углубляясь в жизнь города, мы открывали все больше потенциально интересных для нас людей и точек активности. Обнаружился клуб интеллектуальных игр, театр, клуб краеведов, литературный клуб, агротуризм, замешанный на восстановлении традиций края и т.д. Все это свидетельствовало о насыщенной культурной жизни города. И оказалось, что все это не только функционирует, но и живет. Но вот формы этой жизни дают повод для размышления.
Все они демонстрируют ограниченность представлений о возможных путях реализации таланта и энергии и об организации культурной среды. И таланты, и активность, и люди готовые действовать есть. Но все они втиснуты в какие-то «убогие» формы реализации всего этого. Причем втиснуты, не столько внешними силами, сколько собственными представлениями, привычками и нормами. Единственное, что хорошего делают эти формы, так это создают невыносимые условия, где только подлинный талан может вообще выжить.
Красочный пример — поэтическо-литературный клуб «Выток». Сейчас он объединяет около 30 человек самых разных возрастов и занятий. Существует он, как водится, в доме культуры и по меркам обычных кружков демонстрирует неформальное и неформатное отношение. Но это только по сравнению с добровольно принудительными кружками. Даже при наличии очень живого творческого начала, оно оформляется в привычные вечера встреч в духе культурно-массовых мероприятий. На самих «встречах» нам побывать не удалось, но прочтение нескольких сценариев – навеяло грусть. С одной стороны есть понимание, что для развития литературного таланта нужна определенная среда, которая предполагает публичность, признание и конкурентность. С другой стороны организация этой среды сталкивается с образованием и подготовкой работников культурно-массового сектора, в которых решалась как раз иная задача – утилизации человеческой энергии. Причем, что самое печальное, сами культмассовые работники не осознают этих различий и искренне и полной отдачей реализуют все лучшее, что освоили.
Ту же скромность в представлениях о культуре мы встретили и в отделе этой самой культуры в исполкоме. Надо сказать, что ехали мы с предложением для города. Лепельский край – это край очень значимый в отношении возрождения дударского музыкального наследия. Там еще встречаются люди, которые помнят дуды как элемент жизни – у кого-то родственники играли, у кого-то знакомые мастерили. Мы везли идею дударского фэста. Везли вместе с Тодаром Кошкуревичем, как одним из инициаторов возрождения дударства в Беларуси. Для нас, кроме самого возрождения, было важно, что такого рода событие поможет горожанам осознать уникальность своего города и даст импульс к совместной работе по ее культивированию. И конечно мы не могли обойти отдел культуры. Он в свою очередь тоже высказал заинтересованность.
Но по ходу разговора становилось все более понятным, что у тех, кто поставлен, чтобы прививать вкус, нести нормы и высокие стандарты, на самом деле, более скромные задачи и вполне обывательские представления об этой самой культуре. Поэтому аутентичность и глубина показались им излишне сложными для освоения местными жителями и малопривлекательными в смысле массового увеселительного мероприятия. Как будут развиваться наши отношения, покажет время, но пока мы оказались не очень убедительны в своем предложении эксклюзивного культурного продукта. Отдел молодежи, примкнувший к обсуждению возможного мероприятия, кроме всего обеспокоился содержательной подоплекой столь экзотического слоя культуры и его совместимостью с государственной идеологией. Получив успокаивающий ответ, сохранил бдительность.
На этом фоне особенно примечательно, что одной из первых проблем, которые называют горожане является содержательная и культурная пустота, для восполнения которой ищутся возможности вне города. Минск не далеко, а уровень жизни вполне позволяет поехать туда на концерт, в театр или на встречу с тем, кто тебе интересен.
И, тем не менее, именно в Лепеле у меня было ощущение богатого потенциала, «хорошо удобренной» почвы для культурного развития. Этот потенциал пробивается абсолютно самодеятельным кружком краеведов, которые тихо сами себе что-то ищут, находят, обсуждают. Он проявляется в библиотеке, в которой есть следы (а не только отчетность) посещаемости. Эта благодатная почва как бы складывалась здесь сама. Но пока никто не видит в ней того, что может сделать этот город особенным среди малых городов. Мы не встретили таких людей, которые, хотя бы в мечтах и проектах видели себя субъектами развития города.
Кто в доме хозяин?
В городе недавно создан Совет по устойчивому развитию Лепеля, который включает в себя наиболее потенциально влиятельных людей. Вполне оптимистический факт, тем более что собран он, так сказать, по инициативе снизу, хотя конечно не без разрешения и включения местной власти и не без идей со стороны. Это одна из линий разворачивания и реализации стратегии устойчивого развития для Беларуси. Принципы организации такого совета и включения в него людей – уже отработаны и даже обоснованы. Хотя это обоснование апеллирует к иным, чем в Беларуси условиям: и к институциональным, и к культурным. Это «небольшое» расхождение, впоследствии серьезно сказывается на возможностях и успехах работы таких советов.
Судя по разговорам, с этими потенциально влиятельными людьми, они слабо представляют, что именно они могут сделать все вместе и каждый по отдельности. То есть общая задумка воспринимается крайне позитивно, но для ее реализации, кроме факта создания совета необходимо еще много чего и в первую очередь – наличие чувства хозяина в городе. А даже те, кто входят в совет не живут городом. Они конечно же понимают проблемы, переживают, но не находят соразмерности себя, своей деятельности и этих проблем. Поэтому и перспективы своей работы оценивают крайне слабо. Пастор понимает, что в городе нечем жить и сам «подпитывается» в других местах. Православный священник сетует на «слабую» помощь государства церкви и ждет, когда будут приняты соответствующие законодательные документы, чтоб можно было действительно оказывать влияние. Председатель совета пока находится под впечатлением идей повестки 21, но как это преломляется в конкретном городе – непонятно. Пока все замыкается на агитации и распространении информации про экологичное и бережное отношение. Поэтому существование совета пока ритуально-виртуальное, хотя все с кем мы разговаривали, ссылаются на его молодость и надеются на улучшение. Но оснований для этой надежды мы не увидели.
Похоже, что общая жизненная стратегия горожан: от власти до простого обывателя — противоположна стремлению и амбициям быть хозяином. Если попытаться охарактеризовать эту стратегию, то состоит она в эффективном использовании обстоятельств и поиске возможностей реализации своих задумок в имеющихся условиях. Так, например, создатель интеллектуального клуба, очень долго искал возможности для самореализации, и наконец, нашел. Теперь, ловко лавируя между личными и рабочими потребностями местных властей, он может делать то, что считает нужным. И самому приятно, и для исполкома отчетность, почет и уважение. Немного по-иному, но близко по принципу развивается в Лепеле агротуризм с этнокультурным уклоном. Для себя, автономно, так чтоб ни от кого не зависеть. И это может быть единственная возможность и вполне адекватная реакция на окружающий мир. Только к городу это никакого отношения, к сожалению, не имеет. Он лишь место и ресурс, который можно и нужно использовать.
Жизнь и развитие в городе обусловлено внешними по отношению к нему процессами, сам Лепель выступает выгодным предметом торговли, конкуренции или борьбы. Лепельчане же не имеют к этому непосредственного отношения, но пользуются этим положением. Непонятно только насколько сознательно. При этом гарантией успеха является невмешательство в решение вопросов на уровне города, где действуют другие силы и субъекты.
Такой принцип был типичен в советское время для городов, где основные инвестиции в городское хозяйство и инфраструктуру текли за счет размещения военных гарнизонов или предприятий (филиалов) республиканского значения. В ходе экспедиций мы были свидетелями того, что становилось с такими городами, когда их источник благополучия исчезал, а сам город оставался абсолютно беспомощным. Некоторые из таких городов постепенно смогли вставать на ноги, хотя и после долгого периода «депрессии», а некоторые не справились с новыми обстоятельствами.
Лепель, похоже, представляет собой современный вариант реализации такой же схемы внешнего субъекта развития. Что именно является таким привлекательным в этом городе, можно только догадываться. Наверняка здесь немалое значение имеет и природный и административно-географический аспекты. Впрочем, разбираться с этим не входило в нашу задачу. Важно зафиксировать такой тип стратегии развития города, а также формирующийся в связи с эти образ жизни, мышления и поведения.
Т.Водолажская
обсуждение здесь http://ta-ta-aht.livejournal.com/10688.html