ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Неформальное образование в Беларуси: ресурс для развития личности и общества

| 21.11.2008

Доклад Т.Пошеваловой на II Фестивале неформального образования

Г.Минск, 10-12 октября 2008 г.

Здесь собралась достаточно большая аудитория людей, занимающихся неформальным образованием, интересующихся образованием как таковым, включая неформальное, людей, когда либо прошедших через мероприятия неформального образования, т.е., так или иначе имеющих некоторое представление о том, что это такое. Но ни для кого не секрет, что среди собравшихся здесь нет единства в этих представлениях. Каждая группа, каждая организация, и даже отдельные люди понимают под неформальным образованием нечто свое.
В этом не было бы ничего необычного или странного. В конце концов, неформальное образование определяется именно негативно, это то, образование, которое неформально, или, точнее, не формализовано. Это все то, что может называться образованием, но не умещается в рамки законодательно установленной, нормативно оформленной системы государственного образования, которая работает по утвержденным программам, имеет систему стандартов, лицензируется, аттестуется специальными органами, аккредитуется при некоторых инстанциях, а потом ими же и контролируется. Неформальное образование свободно от всего этого. В этом его сила, и его слабость.

Сила в том, что неформальное образование – это сфера поисков, инноваций, экспериментов, проб и ошибок. Именно в неформальном образовании могут быть реализованы методы, формы и содержание, которые, по тем или иным причинам, не могут реализовываться в формализованной системе. Все это может пройти апробацию, быть проверено на прочность, выживаемость, востребованность. Все лучшее и жизнеспособное потом может обогатить формализованное образование. Но это в том случае, если между формализованным образованием и сферой неформального образования существуют нормальные отношения. Нормальные – это значит, что и то, и другое образование (и люди, работающие как в структурах формализованного образования, так и в сфере неформального) видят друг друга, знают о существовании друг друга, обмениваются опытом, достижениями, делятся проблемами и затруднениями, решают эти проблемы или работают над устранением затруднений.

Слабость неформального образования достаточно очевидна. Творческий поиск предполагает высокую степень свободы, а свободу необходимо завоевывать и отстаивать. Поэтому много сил отвлекается просто на отстаивание свободы, вместо того, чтобы просто заниматься самим образованием. Естественно, что образование от этого страдает. Отсутствие общих стандартов и аттестации приводит к тому, что в неформальной сфере могут встречаться специалисты самой разной квалификации: от профессионалов самой высокой квалификации до наивных простаков, а порой встречаются просто некомпетентные люди или даже шарлатаны. Кроме того, необязательность образования в неформальной сфере часто ведет к тому, что люди прибегают к нему не для того, чтобы учиться, приобретать недостающие компетенции, а просто, чтобы провести время. Но время можно провести с пользой, совмещая приятное с полезным, а можно превратить образовательные мероприятия, к примеру, в повод для корпоративных пикников. Это часто встречается в корпоративном бизнес-образовании, когда за занятия платят деньги. Что уже говорить о бесплатном предложении! В «третьем секторе» мы нередко сталкиваемся со слушателями-завсегдатаями различных семинаров и образовательных мероприятий, которым безразлична тема, главное — повод куда-то выехать, пообщаться, попереливать из пустого в порожнее то, что болит. Конечно, такие мероприятия «для общения» тоже нужны, главное не утратить чувство меры, чтобы они не становились нормой, не составляли слишком большого процента в нашей общей работе.

Нельзя забывать, что через образование – причем как формальное, так и неформальное – формируется основной ресурс нации, с его помощью можно вывести страну в лидеры, а можно изолировать целое поколение. Опыт и история наших европейских соседей показывает, что через систему неформального образования, его формы, методы и содержание, были выстроены современные нации и государства в западной и северной Европе.

Поэтому дальше я хотела бы кратно охарактеризовать неформальное образование в Беларуси, и сделаю это по четырем основным сферам.

Неформальное образование в третьем секторе, это то, чем занимаются неправительственные организации. Собственно, из этой сферы и пришел сам термин – неформальное образование. Но это не означает, что доминируют в этой сфере в Беларуси, как это можно наблюдать в большинстве стран Европы. Мы знаем, что даже по общему числу НГО в стране мы сильно отстаем от других стран региона, не говоря уже о том, что далеко не все НГО занимаются образованием. В самом «третьем секторе» все не просто. Некоторые устойчивые инициативы неформального образования, являясь по типу своей организации и деятельности типичными НГО, не относят себя  этой сфере и самоопределяются как-то иначе.

Вот, в свое время существовал Народный университет. Несколько лет интенсивной работы в регионах, с достаточно квалифицированными программами, с привлечением хороших специалистов из профессуры государственных вузов. Но его организаторы в центре и на местах самоопределялись скорее как политические деятели, т.е. вся деятельность Народного университета рассматривалась и самими организаторам и сторонними структурами в рамках первого сектора.

Также существуют так называемые государственные негосударственные организации, которые не отделяют свою деятельность от государства, не осознают себя как независимые субъекты и потому не пользуются преимуществами НГО.

Тем не менее, в стране существует достаточно большое количество профессионально работающих и устойчивых инициатив. В частности, это организации, работающие в области гражданского образования. Среди них есть организации, специализирующиеся на работе с педагогами, молодежью, социально незащищенными слоями, проводящие экологическое просвещение (Белорусское молодежное общественное объединение «Новые лица», ОО «Фокус-группа», ОО «Центр Супольнасть», ОО «Образовательный центр ПОСТ», Общественное объединение «Экодом» и т.д.).

Хочу также отметить успешное и долговременное продвижение такой демократичной и доступной формы неформального образования, как учебные кружки (ОО «Образовательный центр ПОСТ», Гомельское областное ОО «Социальные проекты», Международное общественное объединение «Образование без границ» и другие).

НГО предлагают также профессиональную подготовку. В частности, именно в среде негосударственных организаций уже давно осуществляется подготовка журналистов (Общественное объединение «Центр информационной поддержки общественных инициатив «Третий сектор», Гродно, ОО «Беларусская ассоциация журналистов», и некоторые др.), а также подготовка операторов сельского туризма, социальных аниматоров, деятелей по развитию сообществ (ОО «Домик в деревне», ОО «Центр социальных инноваций», МПОО «АКТ», ряд региональных организаций – центр поддержи сельского предпринимательства «Комарово», Местный фонд «Центр поддержи сельского развития и предпринимательства Столинского района» и ряд других). НГО предлагают также ряд программ в области правового образования, тут нельзя не отметить программу «право на каждый день» Гродненского областного общественного объединения «ВИТ».

Особо стоит рассмотреть Беларусский коллегиум, учебный процесс в котором идет уже больше 10 лет, и выпускники которого уже достигли успехов и определенной известности в литературе, журналистике и т.д.

Кроме того, НГО занимаются также концептуальной работой в области неформального образования (гражданского образования, образования взрослых) и популяризацией этой деятельности. Тут необходимо отметить Концепцию гражданского образования, разработанную по инициативе  сообщества ОО «Центр социальных инноваций» — экспертная группа Агентства гуманитарных технологий, а также данный фестиваль и Неделю неформального образования, уже регулярно проводимые организациями сферы гражданского образования.

Второй сектор – бизнес-образование. Помимо школ MBA, курсов переподготовки и повышения квалификации в экономических вузах возникла и успешно существует на рынке образовательных услуг широкая сеть меленьких образовательных и консалтинговых организаций. Самые крупные из них – Институт приватизации и менеджмента и консалтинговая компания «Ключевые решения».

За последние два десятилетия многие организации возникали и исчезали, специалисты меняли свои подходы, реагировали на конъюнктуру, следовали моде и запросам рынка. Все начиналось в начале 90-х с переобучения бухгалтеров, затем увлекались активными продажами, оптимизацией бизнес процессов. Рынок образовательных услуг в малом и среднем бизнесе необъятен. От элементарной грамотности (например, уже теряющие актуальность компьютерные курсы, и неизбежно актуальные языковые курсы и тренинги), до узкоспециализированных вопросов ликвидации дебиторской задолженности или управления знаниями. Сегодня многие такие фирмы и компании специализируются на каких-то темах и проблемах. Некоторые достигли высокого профессионального уровня в узких областях, от логистики до управления инвестиционными портфелями, от специфических подходов к стилям управления, до управления знаниями.

Многие фирмы, которые уже выросли из рамок среднего бизнеса, создают структуры собственного корпоративного обучения. Например, «Атлант-М», многие банки, супермаркеты и т.д. Хоть и будучи закрытыми, подчиненными корпоративной дисциплине эти учреждения все равно остаются по большому счету неформальным образованием.

Конфессиональное образование. Бурный период открытия религии бывшими советскими людьми закончился к концу 90-х годов. Поднявшиеся на ноги церкви озаботились деятельностью вне церквей. Причем это касается и православной, и католической церквей, и многочисленных протестантских деноминаций.

В первую очередь их интересует социальная работа. Как правило, своих специалистов церкви выращивают в собственных рядах. Иногда отправляют учиться в формализованные структуры – в вузы. В нашей практике обнаружилось, что многие готовы отправлять своих членов учиться и в третьем секторе. Организация Межцерковный Круглый стол организует время от времени образовательные мероприятия. Некоторые церковные учебные заведения пытаются расширить содержание, сделать его больше. чем узко-конфессиональная подготовка. Встречаются прецеденты работы с журналистами, учителями, юристами. Достаточно устойчиво ведется обучение в области разработки социальных проектов. Но пока достаточно высокий потенциал конфессиональных учебных заведений не используется в должной мере. С одной стороны, из-за конфессиональной закрытости, с другой стороны, из-за отсутствия инициативы и должной квалификации кадров.

Дополнительное образование в государственном секторе. В СССР, где не было третьего сектора, как и второго, впрочем, аналогом неформального образования было дополнительное образование, организованное государством же. Существовали университеты марксизма-ленинизма, где преподавались самые разные темы, иногда далекие от марксизма, и даже противоречащие ему. Была разветвленная сеть лекториев общества «Знание», где круг поднимаемых тем и вопросов ограничивался только фантазией организаторов и методистов.

Остатки общества «Знание» есть и в Беларуси. И некоторые мероприятия они все же проводят. Кроме того, дополнительное образование организуется в разных учреждениях системы Минобразования. Это даже требуется. Учреждения образования обязываются зарабатывать деньги, им даже спускают на это финансовый план. Поэтому во многих ИПК, ПТУ, школах и вузах организуются различные курсы, семинары, тренинги. Их диапазон и ассортимент не уже, и даже шире, чем то, что могут предложить порой НГО или бизнес-образование.

И все же – всего этого крайне мало.

Это видно не только из сопоставления объемов неформального образования в соседних странах Европы, это видно из статистики функциональной безграмотности беларусского населения. Наиболее фундаментально эта проблема рассматривалась в книге В.Мацкевича и С.Крупник «Функциональная грамотность в Беларуси» (1997). Из перечисленных там основных аспектов функциональной грамотности (компьютерная грамотность, языковая, гражданская, правовая, экономическая, экологическая) на сегодняшний день теряет актуальность только компьютерная безграмотность – в этой области нельзя не замечать прогресса. Но с языковой грамотностью наше отставание от европейских народов становится с каждым годом все очевиднее. Сегодня знать только один родной язык – значит быть неграмотным. А состояние правовой и экономической грамотности – главный тормоз реформ и экономического развития страны. Гражданское общество в Беларуси никак не может выйти из зародышевого состояния, пока мы не справимся с функциональной безграмотностью в этих областях, с гражданской безграмотностью.

И, нужно со всей категоричностью сказать, что формализованная государственная система с ликвидацией функциональной безграмотности справиться не может и не сможет. На это в формализованных системах может уйти несколько десятилетий, а за это время безграмотность обнаружит себя в новых областях и сферах приложения.

С ликвидацией функциональной безграмотности может справиться только широкое движение всего общества. Движение простых людей, нуждающихся в тех или иных компетентностях или в грамотности, специалистов в соответствующих областях, готовых на волонтерских началах или за разумную плату включаться в процесс ликвидации безграмотности, государственных структур, поощряющих общественную активность, СМИ, поднимающих проблему функциональной безграмотности и популяризирующий опыт, успехи и достижения в этой сфере, и т.д. Движение в умах, движение в делах, движение в законодательной и административной деятельности. Разумеется, когда речь заходит о широком движении, мы понимаем, что это про третий сектор, про НГО (движение – это явление по природе свой принадлежит «третьем сектору»). И очевидно, что сектор НГО Беларуси в его нынешнем состоянии не готов взвалить на себя весь груз и тяжесть этой проблемы. Он попросту слаб и организационно неразвит для этого. Но это еще не все! Давайте ответим себе честно, а сами участники третьего сектора достаточно ли функционально грамотны для того, чтобы инициировать широкое общественное движение, организовать его, управлять им и привести в конечном итоге к успеху? Боюсь, что мы не готовы даже к такой честности. Мы не анализировали, каких базовых компетенций нам всем не хватает. Часто мы сами функционально безграмотны даже в вопросах неформального и гражданского образования.

Давайте же на этом фестивале внимательно присмотримся, что у нас есть и чего нам не хватает. Давайте посмотрим, что мы знаем и умеем, и чего не знаем и не умеем? Или, что уж совсем может показаться печальным – не знаем, и не хотим знать! Довольствуемся тем, что есть. А есть у нас пока еще очень немного, если сравнивать даже не с идеалом, а с соседними странами.

Ну и последнее. Для разворачивания любого движения, тем более широкого движения, нужна идея, нужна путеводная концепция. Собственно, движение — это и есть движение людей, умов, организаций, действий и поступков вокруг некой объединяющей идеи. Для неформального образования в нашей стране и в наше время эта идея должна иметь общегражданскую, общенациональную значимость. Только тогда, когда мы будем осознавать эту значимость, мы сможем взяться за ее решение и выстроить необходимое партнерство, как гражданское общество, в котором хоть и все разные, но все едины по отношению к некой, важной и значимой для всех проблеме. Несмотря на разность взглядов и убеждений, мы один народ, и у нас есть общие насущные проблемы. Это нужно только понять! Осознать и принять. И тогда мы сможем организоваться на эффективные кооперативные действия.