ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданские инициативы в Беларуси (сравнительный анализ)

| 23.10.2007

Часть 1. Методологические замечания к анализу гражданских инициатив
Задача анализа гражданских инициатив в Беларуси предполагает решение некоторых методологических вопросов. Во-первых, следует определить содержание понятия «гражданская инициатива» (civil initiative), указать, в чем специфика «инициатив» в отличие от аналогичных организованностей: негосударственных организаций (NGOs), организаций гражданского общества (CSOs), социально-ориентированных кампаний государства или коммерческих организаций, акций гражданско-политического характера (митинги, флэш-мобы, граффити и т.п.). Во-вторых, рассмотреть особенности существования «гражданских инициатив» в ситуации Беларуси. В-третьих, определить структуру описания гражданских инициатив и задать их типологию.


В идеальном плане, гражданская инициатива представляет собой неформальную, спонтанную возникшую, но в дальнейшем скоординированную, последовательность действий граждан для достижения общих для них целей, не связанных с получением прибыли или достижением политической власти. Таким образом, гражданская инициатива:
— имеет целевой характер. Подлежит определению как минимум два момента: реалистичность целей и критерии достижимости, заложенные в формулировке целей. Реалистичность предполагает потенциальную способность инициативы достичь декларируемых целей, критерии достижимости – это внешние признакам, по которым возможно установить тот момент, когда цель инициативы достигнута, либо возможно отслеживать движение инициативы к цели;

— имеет неполитический (или не прямо политический) и некоммерческий характер;

— имеет неформальную организацию, т.е. отсутствие установленных уставами (соглашениями, контрактами, штатным расписанием и т.п.) должностных мест и определенной иерархии этих должностных мест (это отличает ГИ от НГО). В то же время, это не отменяет наличие неформального лидерства, распределения ролей и ответственности между участниками инициативы;

— как правило, возникает спонтанно. В случае искусственной организации, после первоначального толчка, инициатива все равно начинает развиваться неконтролируемым образом, это значит, что появление, течение, прекращение инициативы лишь частично контролируется ее инициатором либо не контролируется совсем;

— состоит из нескольких последовательных действий и обладает относительной протяженностью во времени (от нескольких дней и более)

— имеет или может иметь последствия в виде других инициатив, созданных по образу и подобию, или в виде продолжения или эскалации непосредственно этой инициативы.
Для каждого из вышеуказанных признаков гражданских инициатив, в принципе, можно установить некоторые объективные показатели, по которым те или иные события мы будем относить к гражданским инициативам. При этом соответствие по каждому из показателей не может быть достигнуто для всех случаев, поэтому «окончательный диагноз» – является ли конкретный случай гражданской инициативой – будет ставиться аналитически. Думаем, такой подход в достаточной степени специфицирует гражданские инициативы.
В беларусской ситуации, тем не менее, остается ряд сложностей при выделении гражданских инициатив. Это объясняется особым положением всего гражданского общества и любых независимых от государства институтов в Беларуси. Вся их деятельность вытеснена за рамки правового поля и существует в полулегальном или нелегальном состоянии. Это, в некотором смысле, делает любые формально организованные негосударственные образования – политические партии, НГО, церкви и даже СМИ – внешне очень похожими на неформальные структуры. Естественно, что уставы и организационные документы нелегальных (лишенных регистрации, либо не зарегистрированных государством) объединений не имеют юридической силы. Кроме того, часто уставы организаций третьего сектора и политических партий писались не для внутреннего употребления, а для удобства прохождения процедуры государственной регистрации, и, вследствие этого, не работают и не соблюдаются ими. Регуляция же внутренней жизни большинства негосударственных организаций происходит довольно неформальным образом, за счет сложившихся традиций.
Еще одна сложность – это сознательное позиционирование себя некоторыми вполне формально организованными структурами в качестве неформальных гражданских инициатив. Одной из причин тому является наличие в Беларуси административного и уголовного преследования за деятельность от имени незарегистрированной организации. Учитывая этот факт, а также сложность (а, иногда, и невозможность) прохождения процедуры государственной регистрации, многие вновь возникающие НГО и организации политического характера обозначали себя как «инициатива», «гражданская инициатива». Однако в 2006, в связи с новым постановлением Министерства юстиции, расширившим перечень возможных типов организаций, подлежащих регистрации до практически любых форм самоорганизации граждан, даже такая форма самоназвания приравнивается к законодательно запрещенной деятельности. В других случаях, публичным предъявлением себя неформальной инициативой движет желание дистанцироваться от традиционных независимых организаций (оппозиционных партий, НГО) и казаться инициативой, организованной снизу (grassroots). Возможна мимикрия старых организаций под гражданские инициативы (движения, кампании), в этом случае опознать знакомую структуру можно только по составу участников.
Отдельные сложности возникают и с целевым характером «инициатив», часто декларирующих одни цели, тогда как их реальными целями являются совсем иные.
Такая мешанина формального и неформального в беларусском третьем секторе делает вопрос строгого отбора реальных гражданских инициатив затруднительным. Поэтому в своем выборе материала для анализа, отнесении тех или иных событий, кампаний, организованностей граждан к потенциальным или актуальным гражданским инициативам мы будем руководствоваться иногда чисто субъективными предпочтениями.
Схемы описания отобранных нами инициатив проиллюстрируем исходя из подробного разбора одной типичной гражданской инициативы: поста-голодовки христиан протестантской церкви «Новая Жизнь» 06-28 октября 2006 года. Эта инициатива выбрана нами как наиболее яркая за последние 5 лет, вовлекшая значительное число участников, и, что немаловажно, ставшая успешной (участники поста-голодовки добились по крайней мере части своих целей).
Название: Пост-голодовка христиан протестантской церкви «Новая Жизнь»
Дата начала: 06 октября 2006 г.
Дата окончания: 28 октября 2006 г.
Краткое описание:

Предыстория:

В связи с принятием новой редакции Закона  «О свободе совести и религиозных организациях» религиозным общинам Республики Беларусь было запрещено проводить богослужения и религиозные обряды вне культовых зданий. Это значит, что здание для религиозных обрядов должно быть официально признано культовым через специальную процедуру государственной регистрации (профилирования, перепрофилирования зданий), либо место для проведения богослужений может специально предоставляться властями.
Община христиан полного евангелия Церкви «Новая Жизнь» некоторое время арендовала залы для служений с разрешения администраций районов г. Минска. Однако, с 2000 года власти перестали предоставлять места для служений. В таких условиях община Церкви «Новая Жизнь» приобрела на окраине г. Минска старый коровник, отремонтировала его и начала процедуру перепрофилирования назначения здания для собственных нужд. Однако в перепрофилировании здания было отказано, начались длительные судебные процессы и бюрократические препятствия.
Община, не дожидаясь окончательного решения, стала проводить служения в собственном здании. За это ее лидеров неоднократно подвергали судебному преследованию и крупным штрафам. В 2006 году Минский городской исполнительный комитет принял решение забрать здание у Церкви «Новая Жизнь» за нецелевое использование (здание официально оставалось коровником). Община опротестовала решение в суде, но суд принял сторону властей г. Минска. Христиане приняли решение бороться за свое здание и возможность свободно проводить богослужения и объявили акцию гражданского неповиновения – «пост-голодовку».
Ход событий:

Начало голодовки (06.10.2006). Объявление о начале акции. 30 человек в здании церкви объявляют о голодовке до момента выполнения их требований об отмене незаконного решения Мингорисполкома и перепрофилировании здания в культовое.
Создание инициативы в поддержку поста-голодовки, запуск сайтаwww.post-golodovka.org (15.10.2006).
Первые переговоры с властями. Встреча старшего пастора церкви «Новая жизнь» В.Гончаренко с заместителем главы администрации Президента Республики Беларусь О.Пролесковским. Власти обещают христианам отменить решение Мингорисполкома в случае выхода из голодовки, но верующие продолжают акцию до начала властями конкретных действий.
Рост и расширение поддержки. Создается общественный совет из представителей гражданской инициативы в поддержку поста-голодовки, интеллектуалов и беларусской интеллигенции, лидеров НГО.
Кульминация. Наиболее острым моментом стала акция жен и детей голодающих. Они предпринимают попытку добиться аудиенции у председателя Мингорисполкома и в Министерстве здравоохранения, требуя скорейшего решения вопроса, поскольку жизнь их голодающих родственников находиться под угрозой («крестовый поход женщин и детей»). Наиболее активную участницу этого «похода» Светлану Мацкевич привлекают к суду. Около ста человек приходят в суд поддержать Светлану Мацкевич. Через суд акция христиан приобретает публичный характер. Растерянность властей растет, и на этом фоне принимается решение о пересмотре решения Мингорисполкома о принудительном изъятии здания.
Завершение. Принимается постановление ВХС об отмене решения Мингорисполкома об изъятии здания (27.10.2006)
Прекращение поста-голодовки (28.10.2006).
Последующие аналогичные инициативы:

Голодовки католиков (2-е в Гродненской обл.).
Управление:

Формально, руководство действиями участников акции «пост-голодовка» осуществлял совет пасторов полноевангельских церквей и старший пастор Церкви «Новая Жизнь» Вячеслав Гончаренко. Однако, их влияние и контроль распространялись лишь на ядро и ближайшее окружение, но не на возникающее спонтанно вокруг ядра гражданское движение в поддержку «поста-голодовки».
Участники инициативы:

Акция была поддержана частью других протестантских христианских общин в Беларуси, которые образовали постоянно расширяющееся от Минска кольцо новых и новых участников акции, публично заявляющих о поддержке.
На 10 день возникла инициатива в поддержку Церкви «Новая жизнь». Начало ей дал запуск сайта www.post-golodovka.org, созданный Агентством гуманитарных технологий и Движением. Эта инициатива поставила своей задачей привлечение как можно большего внимания общественности к акции христиан, и создание массовой гражданской поддержки. Начался довольно быстрый рост, к инициативе присоединился ряд НГО (Ассамблея НГО, ПОСТ, ЦСИ, ЗБС «Бацькаўшчына» и др.) и неформальных организаций гражданского общества (молодежная группа «ОТПОР!» и др.), поддержку Церкви «Новая Жизнь» выразили объединения беларусской интеллигенции (Союз писателей Беларуси), ряд известных культурных (музыканты, литераторы, философы, интеллектуалы) и общественных деятелей. С появлением этой инициативы акция вышла за рамки протеста протестантских церквей и приобрела статус реальной гражданской инициативы.
Независимыми СМИ («Радыё Свабода», «Наша ніва»), было организовано постоянное освещение событий, связанных с постом-голодовкой.
Структура:

Ядро – 30 человек постоянно находящихся в голодовке в здании церкви (в момент окончания поста-голодовки – до 50 человек). Ими объявлено о полном отказе от пищи (голодовка) до того момента, пока не будут выполнены их основные требования: отмена решения властей о принудительном изъятии здания у общины, перепрофилирование здания бывшего коровника в культовое. Христиане объявили эту акцию постом и каждый из голодающих подписал заявление о согласии на принудительный вывод из голодовки в случае угрозы его жизни по решению врачей. Такая форма соединения поста и голодовки позволяла избежать самоубийства (что неприемлемо для христиан) голодом, но сохраняла угрозу для здоровья и жизни участников гражданской акции. Следует отметить, что среди голодающих с самого начала находились не только верующие церкви «Новая жизнь», но и христиане других протестантских церквей, в частности, известный философ и методолог Владимир Мацкевич.
Ближайшее окружение — община Церкви «Новая жизнь» (около 1000 человек), общины, поддержавшие акцию «Новой жизни» (около 50 общин в Беларуси, в той или иной форме поддержавших пост-голодовку)
Окружение – гражданская инициатива в поддержку акции Церкви «Новая жизнь» (около 50 человек), лидеры оппозиционных политических партий, отдельные граждане.
Информационный контур – независимые СМИ, негативные репортажи по СТВ, негативная статья в «Военной газете», Интернет
Контур внешней поддержки: поддержка христиан из-за рубежа, поддержка части зарубежных НГО, привлеченных гражданской иницативой, поддержка иностранных СМИ.
Ресурсы:

Материальные ресурсы: взносы и пожертвования христиан, сбор средств участниками гражданской инициативы и для голодающих, и для собственной деятельности, добровольные взносы отдельных граждан.
Организационные ресурсы: организована пресс-служба Церкви «Новая жизнь», организована рабочая группа сайта «пост-голодовка», задействованы организационные ресурсы церкви, задействованы организационные ресурсы вовлеченных в гражданскую инициативу организаций.
Технические ресурсы: офисы, само здание церкви, автомобили, телефоны.
Информационные ресурсы: сайт церкви, сайт «поста-голодовка», ПОСТовская газета «Запад». Разнообразие информационных источников позволяло настроить подачу информации для разной аудитории и в целом расширить информационный охват.
Следует отметить, что росту инициативы способствовало разнообразие форм проявления солидарности (форм самоорганизации). Так, любой человек мог оказать поддержку инициативе через:

— публичное заявление об этом (в Интернете были организованы специальные места для этого),

— посещение людей, находящихся в голодовке,

— распространение информации,

— перечисление пожертвований,

— участие в организованных гражданской инициативой акциях,

— и т.д.

Идеи

Основной идеей, лежавшей в начале «поста-голодовки», была идея спонтанной эскалации. Совет пасторов надеялся на очень быстрый рост и распространение акции, однако, этот рост был не столь значительным, как ожидали инициаторы.
В ходе развития событий, стратегия инициативы стала меняться. Наиболее четко впоследствии артикулировалась идея, схематично изложенная вСтратегии-2006.  А именно, участники «поста-голодовки» намеревались создать такое давление на власть, которое заставило бы пойти ее на переговоры с лидерами инициативы. Имея за собой поддержку в виде постоянно возрастающего давления, лидеры «поста-голодовки» были бы способны на этих переговорах добиться желаемых уступок.
Инициаторы и участники инициативы в поддержку «поста-голодовки» стремились усилить эффект центральной акции христиан за счет постоянно растущего числа участников гражданской поддержки, дополнительных акций давления и роста информированности общественности в Беларуси и за рубежом об акции христиан. Цель: создать эффект постоянного роста и расширения инициативы («снежный ком»)
Использованные PR-ходы:

привлечение VIP-персон к выражению солидарности с христианами;

создание Общественного Совета из участников инициативы поддержки, лидеров НГО, VIP-персон,

создание волонтерского штаба из христианской молодежи
Дополнительные акции давления:

адресные почтовые рассылки (до 200 писем в день в соответствующие государственные органы,
е-майл рассылки,

«телефонный терроризм»,
в планах стояли:

информационные пикеты,

формирующие мнение телефонные опросы,

листовки,

организованные акции в Интернете
Ноу-хау

Необычная форма соединения гражданской акции неповиновения – голодовки – с христианским постом. Это вводило в заблуждение власти и не позволяло им перехватывать инициативу.
«Возгонка рамок». Участники инициативы в поддержку «поста-голодовки» использовали технику постоянного повышения уровня проблемы. В то время, как местная власть старалась представить конфликт с церковью «Новая жизнь» как хозяйственный спор (понизить градус общественного резонанса), участники инициативы повышали рамочный уровень восприятия и публичного представления данного конфликта, представляя его как нарушение конституционных прав и свобод граждан (свобода совести, право на собственность), затем как нарушение базовых прав человека, и гуманитарную катастрофу (смерть человека). Такая возгонка позволяла привлекать новых людей, из-за постоянно возникающей сопричастности и остроты вопроса: хозяйствующий спор – дело только спорящих сторон и суда, жизнь человека и нарушение базовых прав остро задевала значительно большее число людей.
Широта структуры проявления солидарности (см. выше)
Цели

Основными целями ядра акции были:

— сохранение здания церкви в собственности общины (т.е. принуждение властей к отмене незаконного решения об изъятии здания);

— сохранение для общины возможности свободно проводить богослужения;

— перепрофилирование здания в культовое.
Эти цели как бы охватывались более широкими, но все же подчиненными целями инициативы в поддержку «поста-голодовки» и общественно совета в поддержку акции:

— защита конституционных прав и свобод граждан;

— недопущение наступления самых тяжелых последствий для участников акции (смерти голодающих).
Заметим, что цели ядра акции характеризовались

а) конкретностью (существовали очевидные критерии достижимости этих целей),

б) потенциальной достижимостью
Эффективность

Поскольку часть целей гражданской инициативы «поста-голодовка» была достигнута – незаконное решение властей было отменено, постольку следует признать частичную эффективность этой гражданской инициативы.
Кроме того, следует отметить, что эта инициатива была одной из тех немногих инициатив, которые смогли добиться уступок от государства. Именно этот факт, стал решающим для восстановления смысла и значения таких гражданских акций, после дискредитации голодовок как способа гражданского сопротивления в Беларуси.
Список типов гражданских инициатив, подлежащих анализу:
Мы не претендуем на описание всех потенциальных и актуальных инициатив гражданского сектора Беларуси с 2004 по 2007 год. Нами будет дан анализ основных типов гражданских инициатив с наиболее яркими типическими примерами. На сегодняшний день можно обозначить несколько групп актуальных инициатив:
1. «День солидарности», «цепи неравнодушных людей»

2. Трибуналы и Чорные Списки

3. Инициативы в сфере молодежной политики

4. Защита архитектурных памятников

5. Флэш-моб движение

6. Христианские инициативы

7. Политические «изгнанники» из ВУЗов

8. Сборы подписей

9. Программы обучения репрессированных

10. Рух «За Свабоду»

11. Экологические инициативы

12. «Флэш» или инициативы-однодневки

13. Фиктивные инициативы

14. Инициативы в сфере ЖКХ

Cкачать исследование целиком