КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Три типа научной коммуникации

| 24.08.2011

Дмитрий Галиновский

тезисы к летней школе “В поисках университета: необходимость и возможность”

Научная коммуникация является важным элементом функционирующего академического сообщества. Через включение в научную коммуникацию происходит включение в академическое сообщество, т.е. научная коммуникация в этом смысле может рассматриваться как механизм, создающий научное сообщество. В то же время участники академического сообщества ответственны за организацию и «заботу» о нормальном функционировании этого механизма. Таким образом, организация научного сообщества и коммуникация в научном сообществе оказываются не только взаимосвязанными, но и взаимоопределяющими частями одного целого. Проблема коммуникации в научном сообществе Беларуси уже подымалась к.с.н. Шелест [1] и определялась как замкнутый круг, в котором выхолощенная научная коммуникация не работает как механизм формирования академического сообщества, а неразвитое академическое сообщество не может решать задачи «по приведению в порядок научной коммуникации». Приходится признать, что для «приведения в порядок» необходим анализ, опирающийся на адекватный инструментарий. В данных тезисах мы предлагаем инструментарий для анализа научной коммуникации, суть которого в разделении ее по трем принципиально различным уровням или составным частям, а именно: ретроспективной, программной и клубной.

Безусловно, основным компонентом научной коммуникации являются научные статьи, посредством которых может осуществляться заочная коммуникация даже никогда не встречавшихся лично ученых. Оформившаяся на сегодняшний момент нормировка и стиль научной публикации предполагает описание уже совершенного эксперимента или наличие следов ставшего размышления. В этом смысле само содержание «сообщения» в коммуникации является вторичным или ретроспективным по отношению к практике и сама практика (теоретической и практической работы) определяет содержание коммуникации, называемой ретроспективной. Например, научная статья, которая представляет результаты выполненного исследования, или курс лекций, который содержит информацию по уже известным дисциплинам.

Исходя из понимания научной деятельности как инновационной, ориентированной на новое и неизвестное практики, а также, опираясь на представления СМД-методологии об интерсубъективном характере мышления, выделяем программную коммуникацию. Таким типом коммуникации будем называть коммуникацию, содержание которой определяет или программирует практику. Поскольку такая коммуникация ведется по поводу нового, неясного содержания, то в ней и оперируют не до конца оформленными терминами и четкими категориями. Естественно, что в случае, когда говорят непонятными словами, да еще и с большим количеством междометий, возникают трудности с поддержанием коммуникации и ее целостностью. Преодоление трудностей программной коммуникации возможно в условиях, когда многое из сообщений в коммуникации понимается ее участниками по умолчанию. В свою очередь состояние такого «единства апперцепции» возможно в условиях высокой интенсивности и напряженности коммуникации.

Клубная коммуникация не имеет прямого отношения к научной коммуникации, а скорее относится к отдыху и восстановлению. Можно сказать, что она касается жизненных, а не производственных процессов. На первый взгляд, кажется не уместным рассматривать такой тип коммуникаций в рамках заданной нами темы. Но многие биографические и автобиографические материалы указывают на необходимость учета этого типа коммуникации.

Таким образом, мы считаем, что достаточным для анализа научной коммуникации является ее различение по трем типам: ретроспективному, программному и клубному. Существование этих трех типов коммуникации в сообществе может свидетельствовать о потенциале развития данного сообщества.

  1. Шелест О Функциональное место экрана в системе научной коммуникации // О десоветизации. Беларусь, начало XXI века: Материалы семинара-конференции, Шилуте, 20-24 авг. 2008 г.; науч. редактор Т.В. Водолажская. – Минск, 2008. – С. 121-125.