АРХИВ

Концепт «локальность» в новой гуманистике

| 01.02.2010

Тезисы к международной научно-практической конференции «Местное  развитие на постсоветском пространстве:  опыт исследований и проблемы управления»

Минск, 1-2 февраля 2009

Концепт «локальность» в новой гуманистике

Бреский О. В.

Европейский гуманитарный университет, Литва

Восточная Европа была в ХХ веке стала ареной чрезвычайных процессов модернизации – тотальной и, видимо, максимально глубокой.  У такой модернизации есть две стороны – она создает множество новых универсальных структур, практик и функциональных систем – и вместе с тем делает очень относительным положение персоны и человеческого мира, – с их соразмерностью, нормами, солидарностью, традициями. Модернизация не совершается в пустоте, равно как и ее целью не является создание социальной пустоты и тотального искоренения. Однако подлинные процессы и последствия модернизации – трудно прослеживаются – поскольку протекают на двух уровнях: одном – «историческом» – уровне мегаструктур, – документируемом и поддающимся генерализации, – и на другом – уровне локальностей – надежно укрытых своими границами – принципиально не «историческими» – не «развивающимися» – и не рефлексирующими относительно своего состояния, поскольку свое состояние они «живут», «проживают». Еще более трудной задачей является установление корреляции между развитием социальных мегаструктур и локальностей.

Трудности в изучении локальности, сложность постановки вопроса о ее месте в социальном  связана с отсутствием саморефлексии локальных структур и с тем, что гуманитарная наука до определенного момента не была настроена на изучение такого рода структур, явно находящихся на периферии магистральных путей исследованная человека и общества.

Существует длительный процесс осмысления игнорирования значения локальности и частного в гуманитарной науке и социальной практике. Модерн не может не игнорировать локальность – потому что существо модерна – в упрощении, рационализации, планировании, спрямлении, оптимизации и пр. Модерн связан с концептом State, и современное государство является главным героем эпохи модерна. Доминирование государства в эпоху модерна связано и с употреблением для его нужд особой оптики наблюдения и фиксации социальных процессов.

Т.е. в этом случае мы сталкиваемся с парадоксом. Отказ от эссенциалистских моделей не может происходить за счет перенесения акцента в исследованиях на уровень психологии и индивидуума. В ХХ веке изучение общества как системы социальных отношений, в которой протекает человеческая жизнь, будучи безусловно необходимым, оказывалось отнюдь не достаточным для понимания самого человека – но и изучение психологии человека ничего не сообщает о социальной природе человека, ибо ее существование не укладывается ни в социальные, ни, тем более, в природные, биологические закономерности, ни даже в единство тех и других, но требует включения в этот биосоциальный контекст третьей силы – культуры, локальных практик и процесса возникновения и усвоения норм.