АРХИВ

Отчет об экспедиции в Каменец (20-21 июня 2008 года)

| 21.11.2008

Справка

Город Каменец (до 1983 – городской поселок) находится на западе страны, вблизи польской границы, районный центр одноименного района. Мимо города (именно мимо него) проходит автомобильная дорога Брест-Каменюки и железная дорога  Высоко-Литовск – Черемха, до Бреста – около 40 км, добраться можно маршрутным такси в течение часа. Численность населения – 8,7 тысячи человек. Город старый, первое упоминание относиться к 1276 году, до настоящего времени в Каменце и окрестностях сохранился ряд уникальных исторических артефактов: Каменецкая (Белая) вежа, часть исторической застройки 19 – начала 20 века в центре города Каменец, в соседнем г. Высокое – каменная синагога, парк 18 века, похороненный под землей дворец Сапегов. Всего в паре десятков километров от города находиться Национальный парк «Беловежская пуща».

«Туристический центр»

Находясь в окружении знаменитых исторических памятников и памятников природы, Каменец должен был бы стать туристическим центром, но не стал. Виной тому г.п. Каменюки, административный центр Беловежской пущи, находящийся в прямом подчинении администрации Президента. Стоимость туристического маршрута зависит от количества посещаемых объектов, добавление в маршрут Каменецкой вежи удорожает и без того высокую цену поездки в Беловежскую пущу. Стремясь к собственной выгоде, каменюкская администрация всячески старается обойти райцентр стороной, и даже новая дорога в Пущу строится в объезд Каменца. То же самое происходит и с рабочими местами: местных на работу в Пущу стараются не нанимать.

Не приносит городу туристических выгод и сама Каменецкая вежа. История тут другая, но похожая. Вежа – объект областного значения и административно является частью Брестского областного музея, т.е. весь доход, получаемый от туристов, уходит в область. Доход, правда, мизерный, но все-таки. А больше в Каменце смотреть вроде бы нечего. Но именно «вроде бы», потому что всего остального продавцы туристических услуг (тоже, кстати, не местные) не видят, а оно есть. Туризм как реальная перспектива для развития города не рассматривается ни властью, ни инициативными жителями. Заработать на туристах, проезжающих мимо, особо не пытаются. В городе даже гостиницы нет. У Вежы одинокий частный предприниматель продает сувениры, но такого низкого качества, что серьезно это рассматривать нельзя.

Работа и заработок

Советские предприятия в Каменце разорились (видимо, из необъяснимого внезапного падения спроса на совковые паяльники и консервы) и сегодня выставлены на продажу. Работой город обеспечивают филиал брестской молочного производства «Савушкин продукт», производственный цех брестского же «Санта-Бермора» в д. Дворцы и пара-тройка других мелких предприятий. Этого для почти девятитысячного города мало, местные жители жалуются на нехватку рабочих мест и завидуют соседнему г. Высокое, где работают перспективные «Беловежские сыры». Люди «крутятся», кто-то старается заработать дополнительные деньги на мелкой торговле (например, изготовление сувениров для продажи в Беловежской пуще), стоят в очереди на трудоустройство в бюджетную сферу, где конкурсы бывают до 25 человек на место, многие работают в Бресте.

Широкие возможности и значительный доход приносила приграничная торговля, пока наш законодатель не ограничил количество перемещаемых через границу товаров, предназначеных декларативно «для собственного потребления» (реально же эти товары шли на продажу). В челночное перемещение через границу было втянуто довольно много людей, но теперь рентабельность такой торговли резко упала, и нужно искать другие средства для заработка. Наиболее распространенным вариантом торговли была контрабанда топлива: в объемный (часто специально увеличенный) бак автомобиля заливали бензин (дизельное топливо) и так перевозили через границу, там находили покупателя, продавали, выигрывая на разнице цен. Три-четыре поездки в сутки позволяли заработать 100 и более долларов.

Из диалогов с местными жителями:

— А что сегодня делают эти люди?

—  Рыбу ловят…

— Что, простите?

— А вы съездите за город, на озеро, они все сейчас там, с утра, рыбу ловят(из того, как это говориться, становиться понятно, что рыбу они ловят не просто так, а обсуждают то, что делать дальше и как теперь строить свой непростой бизнес).

Спрос на рабочие места порождает и их предложение. В недавней истории в Каменце было основано частное предприятие по переработке мяса, колбасный цех, на 400 рабочих мест, с высокими зарплатами для рабочих. Крупное было предприятие по местным меркам, и работать там было престижно, но в настоящее время оно пришло в упадок. Про этой колбасных цех и его хозяина, рассказывают феноменальную историю.

Авиатор

(байка, рассказанная жителями Каменца)

«Родился будущий предприниматель в большой, многодетной, но очень бедной семье. Дети за игрушки дрались, а конфеты видели так редко, что и драться было не за что. Но такая суровая среда воспитала в них старательность, настырность и желание выбиться в люди. Что и произошло. К годам 90-м все подросшие к тому времени дети, кто где, но занял не последнее место, кто в банке, кто в больнице, а кто, может, и в облисполкоме. А вот Анатолий Исаакович ушел в бизнес, семейные связи позволяли быстро решать вопросы, и вскоре предприятие по переработке мяса под Каменцем заработало. Дело было поставлено как надо и шло успешно: поставщик валил валом, сбыт был налажен, вот и новый цех открыли. Свободных рабочих рук – хоть отбавлять, а за хорошую зарплату люди работали на износ. И все было даже лучше, чем просто хорошо, да тут случилась беда.

Привезли, значит, из пущи кабанчика, дикого, по дешевке, то да се, да и пустили тушку в производство. А кабанчик тот был больной какой-то болезнью. И вот люди колбасой из этого кабанчика травиться начали. Ну, ясное дело, скандал! На цех проверки пошли – санстанции, налоговые, прокуратура, производство остановили, людей в отпуска отправили… Но как-то, благодаря связям, дело вроде замяли, а может и нет, но все затихло. Предприятие мало-помалу опять на ноги встало, но тут вдруг заболел Анатолий Исаакович самолетами.

Познакомился, говорят,  в Польше с бизнесменом, у которого самолет свой был. И захотел себе самолет тоже купил. Да так увлекся, что бизнес свой забросил. Хотел теперь с самолетами бизнес делать: поля колхозные опылять за деньги, а еще для детей авиашколу сделать. Но тут ничего не выгорело. А колбасный цех зачах, то ли опять неприятности с кабанчиком случились, то ли что, но производство сократили, и людей по домам отправили. Но отправить отправили, а зарплату не выплатили, долг перед ними теперь большой, да так и остался, нет денег у предприятия. Теперь, когда над городом самолет летит, люди говорят: «Во! Зарплата наша полетела!»

Жизнь вне работы

В городе неожиданно много разного уровня питейных заведений: большей (бар и дискотека «Экстрим», бар «Престиж») или меньшей степени приличности (летнее кафе «Адпачынак»). Все заведения довольно активно посещаются местными жителями, но способ отдыха в основном связан с употреблением алкоголя. Другой инфраструктуры организации досуга, если не считать парка, нет.

Культура концентрируется вокруг Районного дома культуры, как утверждают, перестроенного из синагоги. При РДК существует традиционная, формально-кружковая активность, а также спонтанно возникшие относительно неформальные коллективы (например, женская вокальная группа). Особый случай представляет собой рок-группа «Сенька полицай» (или «СП»). Этот, видимо, наиболее продвинутый музыкальный коллектив в Каменце страдает из-за идеологически неправильного названия и текстов своих песен. Тем не менее, понимающая директор дома культуры неофициально покровительствует группе.

Молодежь по вечерам тусуется возле дискотеки. Их две: одна, как нам сказали, — безопасная. Встречаются неформально-панковские группы молодых людей. Существует молодежное  братство  при православном храме, члены которого по большей части общаются своим внутренним кругом, организуют паломничества. Инициативная девушка, которая руководит оргработой в братстве, в настоящее время работает и живет в Бресте. С ней состоялся разговор следующего характера:

— (эмоционально) Каменец – это самый лучший город!

— А что должно измениться в городе, чтобы вы сюда жить приехали?

— Ну ….

— Может работа, или еще что?

— Да нет, на работу ездить можно.  Не знаю (не уверенно).

Чудаки

В Каменце довольно много интересных личностей. Особо хотелось бы отметить двух молодых людей, Андрея и Семена, создателей сайта и Интернет-магазина http://kamenets.by «Каменетчина – Беларусь в лучшем виде». Интернет-магазин в Каменце – это уже интересно, но содержание сайта еще более завлекает. Сайт довольно живой, новости обновляются, работает форум. На вопрос, почему создали сайт, отвечают, что по чисто коммерческим соображениям – Интернет-торговля связана с посещаемостью, вот и сделали сайт, чтобы народ ходил. Но очевидно, что в создании этой площадки лежал не только этот интерес. Ребята пытаются что-то делать, восстанавливают историю города, критически подходят к освещению городских событий, с юмором описывают современное состояние Каменца. Несколько лет назад участвовали в политической кампании молодежного движения «Зубр», но за бесперспективностью бросили. Все более-менее живые люди обязательно вспомнят о них, при вопросе о том, с кем нужно пообщаться, чтобы узнать о городе больше.

Еще один центр притяжения – мастер народных ремесел Анатолий Турков. Он с друзьями ремесленниками организовал общественное объединение мастеров народных ремесел. Сегодня планируется организовать школу для детей и заниматься изготовлением сувенирной продукции. Выставляться им в Беларуси негде, чаще ездят на международные пленеры и фестивали в Польшу.

Есть местный старожил, краевед, собирающий информацию об истории Каменца, передает её в библиотеку. Есть своя каменецкая поэтесса, и в той же библиотеке с гордостью показывают её стихи. А есть опальный иконописец, с которым тоже связана интересная история. Легендарный основатель Каменца — владимиро-волынский князь Владимир Василькович не был канонизирован православной церковью, но художнику захотелось написать с него икону. За эту несанкционированную канонизацию иконописец был наказан местным батюшкой, теперь между ними конфликт, а «неправильная» икона висит в музее – в Белой веже.

Т.е., люди, интересные, живые, по своему активные, в городе есть. Между ними даже существует связь, они знакомы друг с другом. Кажется, что в городе существует невидимая жизнь: неформальные группы, странные бизнесмены-контрабандисты-рыбаки, самодеятельные творческие союзы. Но все это живет как-то скрыто, тихо, приглушенно. Для большинства таких людей и групп Каменец не рассматривается как предмет приложения сил, скорее это место жизни, территория существования. Они любят Каменец, но не могут представить себя владельцами, собственниками этого города.

UPD от kamenets.by:

на данный момент конфликт между Максимовичем и представителями местной церкви можно считать исчерпанным в силу смерти священика.