АРХИВ

Отчет об экспедиции в Чаусы (13-15 июня 2008)

| 20.11.2008

Объективка.

Город Чаусы – административный центр Чаусского района Могилевской области, расположен на реке Бася. Находится на расстоянии 41 км от Могилева, в 5 км от железнодорожной станции Чаусы на линии Могилев-Кричев. Город – узел автодорог на Могилев, Кричев, Мстиславль, Чериков.

Численность населения (на начало 2007 г.) – 10,4 тыс. (на 1 января 2001 г. – 11 тыс.). Чаусы – единственный город в районе, численность сельского населения района – 10,9 тыс. человек (на начало 2007 г.).

Из истории города: известен с середины 16-го столетия как деревня Чаусовичи. С 1589 года — в Могилевской экономии. С 1604 года населенный пункт приобрел статус города. В 1634 году город получил магдебургское право. С 1924 года город стал центром района. В дореволюционное время город Чаусы был центром одноименного уезда.

У Чаус (или Чаусов?) целых два герба, «польский» и «российский», он же современный:

Image

У блакітным полі на белым кані сьв. Марцін зь мечам у руцэ, на плячах чырвоны плашч. Атрыманы 12 жніўня 1634 г.

Image

Герб уездного города Чаусы утвержден 16 августа 1781 года вместе с другими гербами городов Могилевского наместничества.

Ныне восстановлен российский герб Чаус. Он описан в Уставе города:

«1. Статус герба

Герб г.Чаусы является его официальным символом. Эталон изображения герба на бумаге, а также Положение о нём утверждается решением сессии районного Совета депутатов и решением районного исполнительного комитета.

2. Описание герба

Герб был утверждён в 1781 году в честь победы войск Петра I над шведами в 1708 году у дер. Лесная и дано описание герба: на красном поле щита крестообразно положены сабля и шпага, соединённые лавровым венком…

Внешний вид города.

Чаусы – довольно «невезучий» город, как минимум трижды разрушенный почти «до основанья». Сначала по нему «прошелся» Петр Первый во время Северной войны, потом – Наполеон, наконец, во время ВОВ – операция «Багратион». Не удивительно, что в городе не осталось практически ни одного «старого» здания.

Чаусы – территориально городок небольшой. На карте город напоминает некое существо со щупальцами: в разные стороны от собственно города находятся поселок льнозавода, райончик частной застройки вокруг бывшего кирпичного завода, район «Заречное» и что-то вроде поселка вокруг железнодорожной станции «Чаусы». Кажется, все это считается городом Чаусы, хотя стопроцентной гарантии дать не могу.

В городе (без учета «щупалец») преобладают пятиэтажные жилые дома 70-80-х гг. постройки. Частного сектора сравнительно немного. На въезде в город несколько свежепостроенных и несколько строящихся многоквартирных домов (жители города берут долговременные кредиты под строительство жилья, такая практика довольно широко распространена).

В городе достаточно четко выделяются два «центра притяжения». Один – в районе райисполкома, где расположены все основные «культурно-досуговые» объекты: городской парк, фонтан «с мельницей», ДК с дискотеками, комплекс из общепитовского ресторана и кафетерия, единственная приличная «едальня» под названием «Лига». В принципе, в 2-5 минутах ходьбы расположены гостиница, почта, библиотека

Image

Второй «центр» – площадь в районе автовокзала. Рядом расположен рынок, городской универсам, в центре площади – еще один фонтан с весьма нестандартной русалкой

Image

Ничего примечательного, кроме запредельного, по моему мнению, для такого городка количества фонтанов (их три штуки) и огромной, абсолютно пустынной в любое время суток площади перед райисполкомом не обнаружилось. Из «довоенных» построек в городе только здание музея (раньше там вроде было казначейство)

Image

…да еще то ли реставрируемый, то ли потихоньку разваливающийся домик в центре:

Image

(оба здания – ориентировочно конца 19 века, никаких более точных сведений у жителей города получить не удалось. С этим домиком вообще забавная ситуация – спрашиваем у местных: а что здесь было до реконструкции? Библиотека, говорят. А до этого? – Молчание… лица недоуменные и даже сердитые). Еще, реагируя на наши просьбы показать в городе какие-нибудь «старые» здания, нас несколько раз пытались сводить к зданию банка, который построен на фундаменте когда-то стоявшего здесь костела. Спрашиваем: так от костела хоть что-нибудь осталось? Нет, говорят, ничего, но все-таки…

От архитектуры к скульптуре. Удалось обнаружить одно произведение искусства, так сказать, «малых форм»

Image

В остальном – памятники и мемориалы погибшим в отечественную и в афганскую, зато в большом количестве. Один такой «мемориальный комплекс» стоит во дворе школы: мемориальный камень, а рядом – форменные надгробные памятники воинам-афганцам. Полное впечатление, что они там и похоронены. К счастью, до этого не дошло, но выглядит брутально

Image

Кстати, о памятниках. К началу 20 века в Чаусах преобладало еврейское население. У Дембровского по этому поводу написано следующее: «Жителей в городке к 1880 году числилось – 2332 души мужского и 2247 – женского пола, в том числе православных 960 мужчин и 940 женщин, католиков – 8 мужчин и 13 женщин и евреев 1364 мужчины и 1294 женщины». (А.С.Дембовский «Описание Могилёвской губернии»). Во время второй мировой оставшиеся на тот момент евреи были почти поголовно расстреляны немцами. Вблизи города (буквально в километре) находится еврейское кладбище, просто в ужасающем состоянии. Полустершаяся надпись на «мемориале» и заросшие травой могилы.

Image

Image

В городе две церкви: православная (здание вроде изначально не церковное, а «приспособленное») и недавно достроенное (в 2004 г.) здание католического костела. Строится православная церковь побольше, строится уже долго, и конца не видно, хотя на строительство выделяются деньги и из государственного бюджета, и из предпринимательского. Слухи по поводу причин такого «долгостроя», пожалуй, пересказывать не стану.

В городе попадаются заброшенные и заколоченные здания, причем не из жилого фонда, вообще «неиспользуемых производственных площадей» в Чаусах – завались

Image

Image

Занятость.

В городе де-факто 4 предприятия, основное – маслодельно-сыродельный завод. Еще есть завод железобетонных изделий, какой-то комбинат кооперативной промышленности (обнаружился на сайте райисполкома, в городе нам про него ничего не говорили) и льнозавод (сейчас практически не работает). Жители Чаус поголовно жалуются на отсутствие работы и низкий уровень заработной платы. Более-менее приличные заработки на ЖБИ и маслосырзаводе, но «не у всех». Предпринимательство развито слабо, в основном – мелкая торговля, прибыль небольшая, поскольку «покупательская способность» населения низкая. Самый крупный предприниматель в городе – владелец бара-ресторана «Лига» и довольно приличного продуктового магазина, да и тот собирается съехать из города, если удастся продать свой бизнес. И это не смотря на то, что «при подведении итогов конкурса «Лучший предприниматель года Могилевской области» за 2006 год город Чаусы был признан победителем в номинации «Лучший город районного подчинения по созданию условий по развитию предпринимательства». В общем, условия есть, а предпринимательства нет. По крайней мере, легального. Нам рассказывали другую версию: «деньги делают» в городе довольно активно, но только люди «со связями», в общем, в городе сложилась «клановая система», пронизывающая райисполком, образовательные и культурные учреждения, частный бизнес. Версия интересная, но непроверенная 🙂

В остальном люди перебиваются заработками и огородами. На заработки ездят в Россию (почему-то чаще всего нам рассказывали про некие российские каменоломни). Огородиками и дачами население Чаус охвачено почти поголовно, так что наши расспросы про свободное время горожан иногда встречали довольно бурную реакцию.

Транспорт и связь.

Перед поездкой на официальном сайте города Чаус обнаружился «Автопарк № 10», обслуживающий «26 пригородных и 6 городских маршрутов». Не знаю, какие городские маршруты там имелись в виду, но ситуация с городским транспортом в Чаусах крайне загадочна: на всех остановках висит расписание одного автобуса (без номера), хотя местные утверждают, что маршрута на самом деле два. Как они их различают – загадка. Интервал движения – 40-50 минут.

Автомобильное движение в городе (и возле него) не то чтобы слабое, его вообще практически нет. Единственное место, в котором нужно хотя бы оглядываться по сторонам, когда переходишь дорогу – район автовокзала, да и то в большей степени из-за пригородных автобусов.

Выход в интернет есть на местном «Белтелекоме» (три компьютера, скорость удовлетворительная), ни компьютерных клубов, ни локальных сетей обнаружить не удалось.

Люди и образ жизни.

Жители города Чаусы отличаются какой-то особой формой пессимизма, переходящего в аутизм. По самоощущениям – лузеры, город свой не любят, жить в нем не хотят (за исключением девушки, которая съехала в Минск, и теперь, приезжая в родные Чаусы рассказывает, как хорош город для семейной жизни – тихий, спокойный…). Впрочем, не буду экстраполировать на весь город, но те, с кем нам удалось пообщаться, ничего интересного в городе не видят. При этом по городу уже несколько месяцев ходит замечательный человек («замечательный» – и в смысле душевных качеств, и в смысле «заметный») – католический ксендз, недавно ставший настоятелем костела, разговаривает с людьми, задает странные вопросы, скандалит с руководством ЖКХ – и что бы вы думали? Никто его в упор не видит.

Людей, «желающих странного», в Чаусах очень мало, при этом им просто не приходит в голову как-то поддерживать друг друга. В общем, грустно все.

Свободное время – огороды, дачи. Молодежь – по вечерам дискотеки (их аж две, об этом чуть позже), бар «Лига», лавочки в городском парке и возле фонтана «с мельницей и скульптурами». Кстати, «ночная жизнь» в Чаусах, во-первых, действительно ночная (дискотеки работают одна до 12, вторая – до 4-х утра, и вообще активное «движение» начинается где-то в районе 11-ти вечера), во-вторых, достаточно массовая для такого городка. Из «самодеятельности» обнаружилась одна рок-группа в зачаточном состоянии.

Отношение к истории города абсолютно индифферентное. Со всеми расспросами посылают в местный музей.

Да, еще в Чаусах существует языковой барьер: в этом городе довольно трудно быть «беларускамоўным». Нет, никакой агрессии по отношению к человеку, говорящему на беларусском, нет, но переспрашивать все приходится по два-три раза.

Образование, культура, досуг.

В городе две общеобразовательные школы, и еще одна, базовая, расположена в районе железнодорожной станции (выглядит довольно заброшенной, но вроде действующая). После школы учиться в городе негде, нет даже завалящего ПТУ (по словам завуча одной из школ, это создает определенные проблемы – отправлять детей учиться в другой город родители не торопятся, вот и сидят «недоросли» в 10-11 классах, учиться не хотят, а деть их некуда).

Есть детская школа искусств, две библиотеки (районная и детская), РДК и «Дом молодежи». Библиотеки ютятся в одном здании («на время ремонта»). Читатели – в основном школьники и студенты, которые записываются на время каникул. Фонды комплектуются централизовано, библиотекари говорят, что вполне удовлетворительно. С особой любовью оформлены информационные стенды – «никотиновый бес», «белая смерть» и т.п.

Image

Image

Image

Библиотекари занимаются «общественной» деятельностью: детская библиотека занята проведение информационных мероприятий по экологической тематике, при районной библиотеке есть пенсионерский клуб, для членов которого библиотекари тоже регулярно «проводят мероприятия» (спрашиваем: а почему именно пенсионеры? – ну, говорят, направление деятельности у нас такое: вот в детской – экология, у нас – пенсионеры…).

Районный дом культуры и местный Дом молодежи – конкурирующие предприятия (так нам рассказали). Основная конкуренция, как мы поняли – за публику на дискотеках. Кроме того, в местном РДК регулярно случаются концерты, в основном самодеятельные, реже – заезжих артистов. Мало того, организуют какие-то выступления возле местной достопримечательности – фонтана с мельницей. Особой популярностью в городе вся эта «самодеятельность» не пользуется. Дискотека в ДК – антураж (помещенье, публика, музыка) – школьная дискотека начала 90-х (только три милиционера, регулярно обходящих помещение, портят впечатление). В Доме молодежи все гораздо круче: неплохая светомузыка, просторный зал, музыка посовременнее. При этом – абсолютное отсутствие посетителей (возможно, они перекочевывают туда после закрытия дискотеки в ДК…). Объяснение (то, которое на поверхности) довольно простое: ДК находится «в центре», рядом магазины, можно пива попить и «потусоваться», от Дома молодежи до «центра» минут десять ходьбы.

Рядом с ДК – полузаброшенная летняя площадка и неработающая детская «каруселька». Карусели не работают уже лет пять, исполком не может найти какие-то совершенно смешные деньги (миллионов 5-7, по словам одного «информированного источника» из местных) на оформление документации и ремонт.

В музее вам расскажут пару-тройку «легенд» о происхождении названия города Чаусы (наиболее распространенные: от названия цыганских шатров и от имени некого татаро-монгола, спасшего местную девушку во время нашествия, впоследствии женившегося на ней и осевшего на этих землях). Более-менее представлены собственно краеведение и экспозиция времен «первобытно-общинного строя», потом практически сразу следуют времена коллективизации, партизанщины и подвигов в ВОВ. От всего дореволюционного периода истории города в музее осталось только сомнительного художественного качества полотно во всю стену с видом города в 17-18 веке. В отдельном зале собраны «дары» музею, в основном – от бывших жителей Чаус, ставших чем-нибудь знаменитыми (писатели, ученые, спортсмены). В музее («внебюджетная деятельность») продают буклеты, посвященные разным достопримечательностям Могилевщины (про Чаусы там ничего нет) и проводят «свадебные обряды» для желающих (типа, «беларусский фольклор»). Кроме того, регулярно проводят разные художественные  выставки, иногда очень неплохие:

Image

Вся эта деятельность держится на директоре (директрисе :)) музея.

Особенного упоминания заслуживает местный ФОК, довольно новый и просто-таки поражающий воображение на фоне общей серости. Рядом – футбольное поле и теннисный корт (активно используемый)

Image

Image

Image

Торговля и услуги.

Основные места торговли – «Торговый мини-центр» (одежда, обувь, бытовая техника, диски – и ассортимент, и цены средненькие) и рынок. Сам рынок довольно убогий, по периметру – ряд магазинчиков, «Уют», «Визит», «Фаворит», в общем, обычный стандарт:

Image

Image

В здании автовокзала мелкие торговцы арендуют помещения, продают шмотки. Несколько продуктовых магазинчиков (частных), выгодно отличающихся от государственных.

С государственными магазинами совсем плохо. Универсам «Центральный» (продукты, пиво-напитки), еще пару продуктовых да «полузакрытые» магазины «Мебель» и «Ритуал» – вот и все, что я могу припомнить. Еще напротив бара «Лига» – забавный старый магазинчик (ныне не работающий) под названием «Сюрприз»:

Image

Когда-то здесь торговали «качественными плодово-ягодными винами» (культовое, говорят, место было).

С пропитанием для «гостей города» тоже сложно. Местный ресторан – что-то вроде столовой, с той поправкой, что там регулярно проводятся банкеты. Единственное приличное в этом смысле место – частный бар «Лига», довольно симпатичное. Днем там мало кто бывает, а по вечерам – не протолкнуться. Музыка, нормальное обслуживание, цены приемлемые. Еще есть бар «Апельсин», особое оживление в котором наблюдается по утрам, когда все остальные питейные заведения еще закрыты. Там можно попить кофе (очень противного), народ в основном приходит «остограммиться». На рынке (рядом автовокзал) – одна несчастная кафешка с позавчерашними чебуреками. Говорят, кто-то из предпринимателей хотел открыть заведение поприличней, но то ли с санстанцией не договорился, то ли еще с кем-то из местных властей.

Местная гостиница очень напоминает общежитие, при чем довольно страшненькое. Умиляют новые массивные двери в номерах (правда, некоторые из них не открываются ?). Фотки посмотреть не предлагаю, итак чернухи многовато. В период экспедиции кроме нас там жили только «Бест»овские строители.

Религиозные общины.

Православные, католики и ХВЕ (христиане веры евангельской). Все общины небольшие. По словам местных, в городе, в основном, православные (диалог: «А в церковь часто ходят?» – «Ну, как часто…» – «Ну, только по праздникам или чаще?» – «Нет, чаще… Свадьба когда, или похороны…»). В общем, особой религиозностью жители Чаус не отличаются, хотя по праздникам в церковь человек 50-60 приходит.

Католическая община небольшая (человек 20). Местный ксендз пытается работать с прихожанами, особенно – с детьми, получается пока не очень – инерция высокая. Пытался наладить контакт с православным священником, но не получилось.

Протестантская община – человек 10. Пастор говорит, что в городе их не любят, считают сектой, поэтому община не растет. Впрочем, мешать тоже не мешают, и, по-моему, такое положение всех устраивает.

СМИ и коммуникация.

Районная газета «Искра» – только по подписке (даже на посте не достать. Ознакомились с подпиской в местной библиотеке – довольно приличная газета (для районки, во всяком случае). Официоз, программа ТВ, зарисовки из жизни города и горожан (даже про пастора статья есть, очень миленькая), поздравления, объявления о купле-продаже, літаратурная старонка “Маладзік над Проняй”.

Местное радио – как обычно, загадка: то ли есть, то ли нет.

Общественные организации и инициативы.

Территориальный центр обслуживания инвалидов – так, кажется это называется – единственное, что удалось обнаружить. На сайте Чаусского райисполкома в разделе «Общественные объединения» числятся профсоюзы, БРСМ и БРПО (пионеры с октябрятами), и, в отличие, от городских маршрутов автобусов, эта информация достоверная. Никакой политической или НГОшной активности в Чаусах нет, и, похоже, никогда не было.