Прибор и Большевик
Это не название рассказа Зощенко, и даже не романа Пелевина.
Прибор и Большевик это два поселка по разные стороны от Гомеля. В этих поселках живут разные люди, в том числе цыгане. В понедельник 10 декабря мне довелось познакомиться с тем, как они там живут. Я видел дно беларусского общества. Дальше этого уровня падать невозможно. Просто некуда. Фотографии не передадут всего ужаса этой жизни, но посмотрите.
Вот, например, Большевик:
Интерьер цыганского жилища. Это, можно сказать, «благоустроенный» дом, из одной комнаты с прихожей.
Комната, спальня, она же и кухня и все прочее. Отопление, электричество, даже телик, что еще нужно для «полноценной» жизни цыгану?
Этот цыган потерял нормальное жилье, вынужден был продать его за долги. Церковь купила ему домик, он здесь живет со своими детьми, со всей семьей, а по воскресеньям позволяет собираться в домике тем цыганам, которые согласны послушать проповедь.
А вот какие замечательные у него детки:
В Большевик мы попали уже затемно, всей «красоты» этого поселения снять нам не удалось. Все во тьме. Большевик, одно слово.
А вот в Приборе мы были еще днем, хотя уезжали в сумерках. Вот жилища тамошних цыган:
В этом поселке живет около двадцати семей. Света нет практически ни в одном доме, хотя некоторые просто прокидывают отводу на ближайшую электролинию и воруют электричество. Бани в поселке нет.
В этом доме нет ни света, ни воды, ничего кроме стен и крыши. Дом построили местные цыгане талакой. В нем живет семья из 9 человек, семеро из которых дети от подростков до младенцев. Мать семейства тоже продала дом в Гомеле в начале 90-х, чтобы расплатиться с долгами. Потеряла прописку, теперь они все на нелегальном положении, все не умеют ни читать, ни писать. В школу не ходят. Хотя один подросток 10-ти лет некоторое время ходил в какую-то спортивную секцию, на стенке висит его диплом за победу в каком-то соревновании по борьбе. Это единственный документ на всю семью.
Трудно представить, как в наше время жить без электричества? Конечно трудно. Но вот в этом доме есть электричество:
Но обратите внимание на дым за этим домом! В нем нет печи.
Поэтому пищу готовят во дворе на костре:
Особенно умилила звездчка на стене этого дома. Что она означает выяснить не удалось, но в колхозные времена так обозначали дома образцового содержания или жилища ветеранов.
А вот так такие дома выглядят изнутри:
Нужно сказать, что обитатели этих трущеб доброжелательны и даже веселы. Вежливыми их не назовешь — они вежливости не обучены. Малыши, как правило, очень застенчивы и неприхотливы.
Хотя встречаются и очень боевые. Правда, таких дома не удержать. И вот на улице к нам подбегает босоногий и бесштанный, но очень коммуникабельный малыш.
Вторая декада декабря. Снега сейчас нет, но еще недавно был, и в любое время может выпасть снова. Температура 4 градуса выше нуля.
Слава глобальному потеплению! Может быть, хоть оно спасет этих детей, на наше общество и государство им надеяться не приходится.
И вот, пожалуй, самое убогое жилище, из виденых нами, хотя и не без изысков:
Входить в него мы не стали — хозяев не было дома. Через окно можно было увидеть маленькую полуголую девочку, которой не больше года. Она лежала дрыгая голыми ножками на груде одеял. Окно настолько грязное, что сфотографировать через него оказалось невозможно.
Рядом со всем этим живут беларусы («русские», как их называют сами цыгане). Некоторые живут не на много лучше. Но, еще в поселке селятся «дачники». Так их тоже называют цыгане, объясняя нам, чьи это котеджи виднеются кое-где в поселке Прибор.
Если мы можем спокойно жить рядом со всем этим, строить дачи и котеджи, то кто мы?
взято отсюда