АРХИВ

Отчет об экспедиции в Мстиславль (13-15 апреля 2007)

| 20.11.2007

Справочные сведения о городе

Мстиславль — древний город Беларуси, упоминается с 1135 г. До 20-х – 30-х гг. больше половины населения города составляли евреи. В конце девятнадцатого века их проживало около пяти тысяч при общей численности населения 8500 человек. В 1920 году в Мстиславле уже проживало 3370 евреев. Значительное число еврейского населения (более 1000 человек) было уничтожено во время 2-ой мировой войны. После войны осталось лишь несколько еврейских семей.

С 1924 г. – районный центр. Сегодня численность населения района составляет 32,8 тыс. человек, доля городского — 38%. Мстиславль стоит на р. Вихра в 95 км к востоку от Могилева, в 19 км от железнодорожной станции Ходосы на линии Орша—Кричев. Узел автомобильных дорог на Могилев, Горки, Кричев, Чаусы, Хиславичи (Россия). На 2004 г. В Мстиславле проживали 11,4 тыс. человек. Город стоит практически на границе с Российской Федерацией.

В городе, колледж, 2 средние школы, школа искусств им. Н.Чуркина, Центр культуры, детско-юношеская спортивная школы, вспомогательная школа-интернат для детей инвалидов по слуху, Дом детского творчества, высшее профессиональное училище строительного профиля (колледж), среднее профтехучилище сельского хозяйства (лицей №6, кадры: механизаторы, водители, электрики, повара, швеи, секретари-машинистки со знанием бухучета), 2-е библиотеки, районная больница и поликлиника, есть историко-археологический музей.
Сейчас в Мстиславле работают ОАО «Мстиславльлен», «Мстиславльский маслосыродельный завод», хлебзавод, … Градообразующих предприятий нет. Экономика района на 80% дотируется из области и республиканского бюджета.
С 2001 г. ежегодно проходит Белорусский фестиваль камерной музыки. Издается газета «Святло Кастрычника».
В 2001 г. прошел «День белоруской письменности», с 2003 г. – праздник ежегодный (как бы день города). 15 — 16 сентября 2006 года в Мстиславле состоялся V Белорусский фестиваль камерной музыки имени народного артиста Беларуси Николая Чуркина «Мстиславль — 2006», организатор М. Финберг.
В г. Мстиславле – 4 религиозные общины:

— православный Собор Александра Невского;

— римско-католический костел Успения Божьей Матери;

— церковь евангельских христиан-баптистов;

— церковь христиан веры Евангельской
Общие впечатления
Внешне и на первый взгляд город производит приятное впечатление: чисто, дороги заасфальтированы, бордюры ровно побелены в бело-красную шахматку, дома свежеокрашенны, стоят разноцветные мусорки, для раздельного сбора отходов (фото 1, 2) и т.п. Однако, чем дольше находишься в городе, тем больше начинаешь замечать признаки деградации и запустения: разрушенные и полуразрушенные архитектурные памятники, заброшенные дома (где-то начинались ремонтные работы, но так и не были закончены), очень ограниченное количество мест культурного отдыха, подавленное состояние жителей города, встречаются (хотя довольно редко) опустившиеся люди (бомжи или алкоголики?).

Image

Фото 1. Улицы города. Вид с центральной площади.

Image

Фото 2. Улицы города. Окраина.
Город, так сказать, пешеходный: и маленький (за 20 минут можно добраться из центра до любой точки), и автомобильного движения практически нет, некоторое транспортное оживление – в воскресенье («базарный» день) возле рынка. Автомобили – в основном подержанные иномарки, хотя иногда встречаются дорогие и новые машины.
Городские постройки преимущественно одноэтажные, многоэтажных домов едва наберется два десятка. В центре — старая (к. 19 – нач. и середина 20 века) застройка, несколько относительно новых многоэтажек и административных зданий (годов 70-х-80-х) (здание райисполкома, суда и прокуратуры, дом культуры). Буквально сразу, не отходя от нескольких центральных улиц начинается частный одноэтажный сектор, дома – деревянные, кирпичные, большинство не новые, встречаются очень старые еврейские дома с четырехскатными крышами (и деревянные, и кирпичные). Все дома небольшие, многоэтажных коттеджей нет (кто-то из бизнесменов порывался построить, да так и бросил), особым шиком (так выглядят дома преуспевающих людей) считается обшить дом пластиковой доской (не знаю как это называется, что-то вроде «сайдинга», что ли), дом становиться похожим на торговый ларек. Забавные местные архитектурные элементы построек: деревянные ворота («брама»), вход в дом с резными деревянными колоннами, уже упоминавшиеся четырехскатные крыши.

Image

Фото 3. Улицы города. Частный сектор

Image

Фото 4. Улицы города. Частный сектор. Здание бывшего банка
Горожане одеты не хуже, чем в Минске (особенно молодежь), хотя встречаются люди старшего поколения одетые плохо («по-простому», по-деревенски).
Поражает обилие исторических памятников: костелы, церкви, здания 19 века, что-то еще относительно живое, но большинство в очень плохом состоянии, фактически это руины. Особого интереса у жителей к истории города нет. Спрашиваешь: «а что это? а что было там-то?», — тебя посылают в музей, мол, там спросите.
Бизнес и торговля
Деловая активность довольна низкая, бизнес – мелкий, в основном – розничная торговля, есть магазин бытовой техники (от компьютеров до электрочайников и мобильных телефонов, торговля в кредит), точка продажи велосипедов и скутеров. Частные торговые точки как правило располагаются в помещениях государственных магазинов (арендуют площади), хотя в городе много других пустующих площадей. Пример: продукты питания продают частники (индивидуальные предприниматели), 4-5 торговых мест разных ИП-шников располагаются в бывшем магазине РАЙПО, ассортимент: молоко и молокопродукты – из Минска, мясо и колбасы – Слоним, Гродно (дешевле и менее качественно, чем в Минске), кондитерские изделия – из России, шоколад – минский или российский. Ларьков, ролетов и т.п. по городу нет, хотя местные жители говорят, что раньше были. Несмотря на неразвитость инфраструктуры обслуживания, нехватку кафе, баров, мест отдыха и т.п., нового ничего не открывается, скорее наоборот (было когда-то детское кафе, но его закрыли). Часто рассказывают истории «неуспешных предприятий», кто-то что-то начинал, но потом не сложилось и кафе (магазин, торговую точку и др.) закрыли.
Интересно, что в городе практически нет объявлений на улицах, единственные – это объявления о покупке волос. В местной газете «Святло Кастрычніка» объявления касаются продажи товаров сельскохозяйственного назначения (нагревательные котлы, например), молодняка животных (куры, свиньи), подержанных автомобилей, скутеров і квадрациклов, объявления свадебного салона (г. Горки), объявления о продаже компьютеров (г. Кричев). Вообще в газете достаточно много объявлений Кричевских предпринимателей. Местные жители жалуются на более высокие цены, чем в больших городах.
Продовольственные магазины работают до 19-20 часов (в Березе почему-то аж до 23-24 часов). Магазин «Ночной» работает до 23:00, потом все закрыто. Местная особенность: у большинства магазинов есть специальные стоечки для велосипедов.

Image

Фото 5. Магазин потребительских товаров

Image

Фото 6. Дом быта

Image

Фото 7. Магазин продовольственных товаров

Рынок
В Мстиславле огромный и старый рынок (вероятно, уже около лет 30-ти по воскресеньям). Местные жители утверждают, что рынок – самый большой в ближайших окрестностях (и наших и российских). В основном продают одежду и обувь, встречаются ковры, сувенирные изделия (соломка), продукты питания (продают с грузовых машин), корма для животных, DVD и CD-диски (в основном фильмы, из музыки – попса, «у нас иностранного не покупают»). Предприниматели съезжаются со всего востока Беларуси: Орша, Могилев, Кричев и др., местных Мстиславских – не так много («ну, может, человек 15-20»). Покупатели, наоборот, в основном из города и деревень района. Рынок – это не только место торговли, но и место времяпровождения, встреч со знакомыми, общения, обмена местными новостями.

Image

Image

Фото 8, 9. Рынок и возле него
Кафе, бары, рестораны
Очевидный дефицит мест для отдыха. В городе лишь два ресторана, ресторан «Вихра» и кафе «Дубрава», оба по выходным часто закрыты на спецобслуживание (как правило свадьбы). Заведения сохранились еще с советского времени, оба государственные. Стиль обслуживания, обстановка и качество питания с тех пор тоже мало изменились.
Есть забегаловка (типа рюмочная-«помойничек») «Ромашка», работает до 20:00, можно взять пива или спиртного (от «чернил» за 200 рублей в пластиковый стаканчик до волки и коньяка) и бутерброд (или быстро-разогрев) на закуску.
Случай в «Ромашке». Женщина неопределенного возраста в очереди очень торопит стоящих впереди покупателей. Она волнуется, что не успеет на выступление конезавода на смотре-конкурсе коллективов самодеятельности в городском доме культуры. Когда подходит ее очередь, то оказывается, что у продавщицы нет сдачи с ее купюры. Женщина обращается ко всем присутствующим в «Ромашке», мол, что ж такое, люди помогите, дайте пожалуйста двести рублей, а то не успею «как конзавод будет выступать теперь побеждает маслосырзавод а конзавод может что сделает может коней на сцену выведет». Мы даем. Она покупает себе стакан «чернил», подходит к нам, благодарит, залпом выпивает и, выходя, говорит: «Хорошо, что устраивают такие праздники! Хоть от пьянства отвлекает!».
Кинотеатр
Кинотеатр «Мир» — небольшое здание, где по вечерам в пятницу, субботу и воскресенье идут видио-дискотеки (это когда музыка и на экран что-то проецируют, стоимость билета 700 рублей), есть зал для бильярда (не посещали). Из фильмов есть только кино российского производства. Стоимость билета – 500 рублей.

Image

Image

Фото 10, 11. Кинотеатр «Мир»
Дом культуры
Городской дом культуры построен в конце 60-х гг., до этого располагался в здании бывшего иезуитского костела. Просторное здание, работают кружки детского театра, хореографии, вокальные ансамбли, духовой оркестр, театр юмора, и др. В ГДК проходят концерты приезжих «звезд» (объявления: «Соходуха», цена: 12 тысяч) и смотры-конкурсы местной самодеятельности.
Смотр-конкурс местной самодеятельности – это довольно интересное явления в культурной жизни города. Из местной администрации было спущено распоряжение о том, что каждый трудовой коллектив предприятий города (водоканал, маслосырзавод, хлебозавод и т.д.) должен подготовить выступление (или маленькую концертную программу) на конкурс. После чего эти предприятия представляют свои мини-концертики в ГДК, вход платный, но плата символическая 500 рублей, можно пролезть бесплатно. Зал набит до предела, люди стоят в проходах, живо поддерживают выступающих, снимают на видио и записывают на мобильные телефоны. Уровень выступающих, конечно, ужасный, но многие искренне стараются и получают от этих выступлений удовольствие, хотя часть явно «отрабатывает номер» из солидарности, как «пленные». Так или иначе, но эти концерты есть некая канализация, выход активности, иного выхода которой в городе практически нет вообще (или, правильнее, люди не видят такого выхода). /см. также байку про случай в «Ромашке»/

Image

Фото 12. Городской дом культуры

Image

Фото 13. Смотр-конкурс трудовых коллективов в ГДК
Гостиница
Гостиница «Мстиславль» в городе одна, расположена в центре города в комплексе с рестораном «Вихра». Сама гостиница довольно большая, 3-ех этажная, на значительное число мест, идет ремонт, внешне и в холлах гостиница выглядит прилично, хотя все еще очень по-советски. Стоимость гостиничного номера за сутки ______. В комнатах внешне опрятно, белье вполне приличное, стоит телевизор, холодильник, но холодно, душа как такового – нет (хотя когда-то был), горячей воды тоже нет. Отсутствие «крутелок» на кранах горячей воды и душа (ни шланга, ни душевой ручки) в разных комнатах на разных этажах наводит на мысль, что их свинтили и повыдергивали целенаправленно.

Image

Фото 14. Гостиница «Мстиславль»

Image

Фото 15. Гостиница «Мстиславль». В номере

Image

Фото 16. Умывальник в гостиничном номере

Image

Фото 17. Холл в гостинице «Мстиславль»
Библиотека
В Мстиславле две библиотеки: детская и районная библиотека, детская находится в подчинении районной. В районной библиотеке есть компьютерный класс на два компьютера с выходом в Интернет, доступ к электронной базе правовых документов НЦПИ. Среди новых поступлений в библиотеку – большинство попсовая литература (детективы, женские романы, и т.п.), они пользуются спросом, зачитаны до дыр. Классическая и интеллектуальная литература спросом не пользуется и, по всей видимости, не выписывается. Студенты-заочники в библиотеке часто берут учебники для написания сессионных работ, учебники довольно таки новые.
Работники библиотеки встретили незнакомых посетителей настороженно, но пообщавшись некоторое время они разговорились (о специфике общения местных жителей – см. ниже). Как выяснилось в библиотеке введен план по платным услугам, в год районная библиотека должна заработать 300 тысяч рублей (детская – 60 тысяч). Среди услуг – компьютерные услуги (ксерокс, распечатка), Интернет (ищут для студентов рефераты), пользование литературой из читального зала и «коммерческого фонда» на дому. Самостоятельной закупки библиотека не ведет (и вообще не является самостоятельным юридическим лицом), работники библиотеки лишь составляют список желательных изданий, который утверждается отделом по культуре исполкома, он же выделяет деньги на закупку. Существует ряд «запрещенных» изданий, т.е. официально запрета нет, но все как бы и так знают, в последнее время к таким изданиям зачислена популярная «Комсомольская правда». Некоторые книги не вносятся в библиотечный каталог, т.е. в фонде они есть, но взять почитать их нельзя. (Я то думаю, что тоже нет прямого запрета так делать, но библиотекари сами перестраховываются). Получают в библиотеке 300-400 тысяч, это по местным меркам средняя зарплата, за рабочее место держаться, т.к. работы в городе нет.
В детской библиотеке ситуация практически такая же. Что-либо интеллектуального выходящего за рамки школьной программы, рефератов для школы дети не читают («есть только один мальчик…»), но берут литературу из «коммерческого фонда» (Гарри Поттер, например), скачивают литературу из Интернета, иногда играют в компьютерные игры, но это особой популярностью не пользуется, т.к. у многих есть дома компьютеры получше. На полках в читальном зале – цветастые развлекательные журналы, большинство российские.

Image

Фото 18. Детская библиотека

Image

Фото 19. Платные услуги библиотеки
Районная газета
Местная «районка», газета «Святло кастрычіка», — единственная Мстиславльская газета, в свободной продаже ее нет (равно как районных газет в Березе, Щучине), можно получить только по подписке. Выходит два раза в неделю, тираж – ок. 3000 тысяч, хотя в городе утверждают, что он явно завышен. Содержание – официальные новости национального и местного характера, информация о проверках, проведенных могилевским КГК и последовавших наказаниях (практически в каждом номере), местные новости (типа «портрет человека», информация о праздниках, конкурсах), две последние страницы – объявления.
Интересная особенность – в газете много объявлений о пропавших молодых людях (15-18 лет), ушли из дома и не вернулись, просим сообщить, если известно о местонахождении. В библиотеке пояснили, что все они как правило находятся, через 2-3 месяца. Это молодые люди, которые уезжают из дома искать заработков в России и ничего не говорят родителям, потом возвращаются, по поводу девочек намекают на проституцию.

Image

Image

Image

Фото 20, 21, 22. Объявления в районной газете
Музей
Мстиславльский историко-археологический музей основан в конце 1990-х гг., по инициативе двух местных жителей. До этого в городе музея не было, хотя бывший директор школы-интерната для глухих детей создал при интернате что-то вроде краеведческого музейчика (сохранился до сих пор). Раскопки, которые активно велись в и под Мстиславлем заканчивались вывозом археологических находок в Москву, Минск или куда-либо еще. Уникальные вещи просто гнили на мусорках и были похоронены в подвалах заброшенных домов. Сергей М. с сотоварищем принялись за организацию музея и при поддержке местных властей создали его, под музей отдали здание бывшей почты, отремонтировали. Затем, когда музей заработал, его основателю сказали спасибо мол, до свидания и уволили (довольно типичная для Мстиславля история). Сегодня в музее другой директор. Экспозиция музея не богатая, хотя есть уникальные экспонаты – закрытый шлем 14-15 века, деревянная скульптура – распятие (предположительно 17 век, нашли на мусорке). Ждут приезда картин из Израиля, которые завещал городу известный еврейский художник.
Восприятие истории местными жителями требует особого описания. Естественно в большей степени эта история никого не интересует, исторических подробностей жизни города никто особенно не знает, ну знают, что город древний, что там – развалины костела или монастыря. Есть лишь несколько энтузиастов, которые знают историю более-менее глубоко. Но! Восприятие истории города не личностно, не субъективировано. Об Мстилавле рассказывают как об истории чужого города. Тогда то — было это, тогда то – то, без всяких эмоций, как-то остраненно-объективно, все равно про что, что «трубецкая резня» (во время «невядомай вайны» русские войска Трубецкого вырезали всех жителей города), что постой Петра 1-го в Мстиславле – все едино хорошо, все история. Никто, по сути, не докапывается до «исторической правды», не выясняет, кем же были жители беларусами, русскими, лицьвинами, кто застрелил первого комиссара-«колхозника» кулаки или беларусские патизаны, или белогвардейцы?
История про «Дубновские чтения». Город Мстиславль был наполовину еврейским местечком, из него родом Дубнов, известный еврейский историк. Как то в Могилеве по инициативе еврейской диаспоры проводились «Дубновские чтения». Местная работница музея собрала обширный материал и подготовила доклад о Дубнове, но этот доклад по каким-то причинам не понравился властям. Ей порекомендовали не делать доклада. Однако сотрудница музея все же прочитала его. После такого строптивого поведения, её уволили, проведя очень грязную манипуляцию с похищением монет из музея, когда всю ответственность повесили именно на эту активную женщину.
История про Лину. В музее нас принимали довольно вяло, что-то такое рассказывали, но без энтузиазма. Однако все резко изменилось, когда появилась датчанка – Лина Петерсон с переводчицей. Сотрудники музея забегали, засуетились, стали приглашать на чай, звонить кому-то. Появился мужик, который представился руководителем местного НГО, как оказалось НГО фиктивное, для прикрытия бизнеса. Собираются что-то туристическое делать, сейчас под Мстиславль завозят оленей для охоты, надеются, что это сильно привлечет туристов из-за рубежа.

Image

Фото 23. Экспонат музея
Интернет-клубы
Интернет есть на почте («Белтелеком») – один компьютер, в райбиблиотеке – 2 компьютера, и в детской – 1, есть компьютерный клуб, но без выхода в Интернет. Среди жителей особого спроса на Интернет нет, у многих выход дома, через модем.
Школа-интернат для глухих детей
Находиться в областном подчинении, с городом и районом связь очень слабая. Активную спонсорскую поддержку оказывают бельгийцы, американцы, итальянцы, местный бизнес не поддерживает. Учителя в основном местные, Мстиславские, дети после школы поступают в Могилевское училище, где есть специальное отделение. Школа с выпускниками связь не поддерживают, сообществ инвалидов по слуху в Мстиславле нет. Сотрудничают с баптистской общиной города. С администрацией школы можно входить в контакт, хотя перспективы не ясны.
В школе-интернате сохранился краеведческий музей, первый в городе, основан еще в 50-60-е годы директором школы-интерната. Экспозиция не уступает историко-археологическому музею, хотя немного другой направленности.

Image

Фото 24. Экспонат музея в школе для глухих детей
Церкви
Довольно активная католическая община, хотя и небольшая — 20-30 человек, сходная численность прихожан и в других церквях – православной, общины пятидесятников. Ксенз Кароль пытается сорганизовать разные конфессии для совместных действий, пока получается плохо. У католиков проблема с активной молодежью, которая по окончании школы просто уезжает из города. Местная община баптистов оказывает помощь интернату для глухих детей.
Все христианские конфесии что-то пробуют делать (помогать школам и т.п.), но особых успехов не заметно.
История об органисте в костеле. В Мстиславле жил молодой человек, вроде как католик, обычной такой жизнью жил. Однажды к нему приехала тетка из Томска и спрашивает есть ли в городе католическая община? Тот говорит: не знаю, можно посмотреть. Идут в костел, и молодой человек с удивлением обнаруживает, что он действующий. После чего стал ходить на службы, и, поскольку имел музыкальное образование, стал органистом. Заметим, город маленький, а человек не знал, что делается фактически на соседней улице!
Неформальная жизнь (партии, нго, молодежные субкультуры)

Обнаружить не удалось, внешних проявлений типа граффити тоже не видно. Был один ОГП-шник – Галактионов, но и он отошел от активной деятельности, т.к. даже выиграв выборы, он ничего не смог сделать в местном совете, где другие депутаты его просто боялись, не садились рядом, старались не давать слова и т.п. Есть бывшие БНФ-овцы, тоже отошедшие от активной общественной деятельности.
Клубной жизни нет. В городе есть несколько «чудиков», но все они живут замкнуто, каждый сам по себе, хотя и знают, и даже уважают друг друга.
Молодежь ходит на дискотеку по выходным, есть бассейн в спортивном центре «Олимп» — это единственное место, куда можно сходить в будний день. Молодежь обменивается ДВД-дисками, особенно ничем не интересуется, по окончании школы уезжает в Минск, Могилев, Россию. Практически никто не возвращается, считается, что те, кто остался в Мстиславле – это неудачники.
Байка про местных «зубров». Была в городе группа полукриминальных отморозков, типа «Зубр». Но эти ребята даже не думали, что то, что они делают имеет какую-то политическую подоплеку. Как только поняли – сразу разбежались.
Люди и контакты
Глубина депрессии города отражается на состоянии местных людей, они глубоко одиноки, чем-то подавлены, скептичны и усталы. Поражает монологичность местных жителей: куда бы вы ни пришли, что бы не спросили – вам все расскажут, долго и многословно, при этом кто вы и что вы никто не спрашивает, почему вы задаете такие вопросы, никого не интересует. Как будто горожане думают, что у вас есть на это какое-то право. За редким исключением, везде такая странная реакция.
Жители города частично живут с работы на местных предприятиях – Маслосырзавод, хлебозавод, но рабочих мест не хватает, градообразующих предприятий в городе нет. Многие ездят на заработки в Россию, или занимаются автомобилями: покупают, чинят и перепродают, по какой-то причине в бизнес идут очень не охотно. Когда рядом проходила граница, город хорошо жил с приграничного бизнеса, с таможни, сейчас этого нет. Хотя это и порождало свои проблемы (проституция на дорогах, например).
Чем люди занимаются в свободное время – неясно, развлечений в городе нет, сидят по домам, возможно, выпивают, но по внешним признакам алкоголизм не является острой проблемой.