Щучин – административный центр Щучинского района Гродненской области, находится в 68 км. от г. Гродно, возле автодороги Гродно-Лида. Население – около 16 тыс. В районе – единственный город, кроме него есть 2 пгт: Острына (население – 2,5 тыс. чел.) и Желудок (1,6 тыс. чел.). Численность сельского населения района – около 41 тыс. (в 2000 году). По данным исполкома – к 2006 снизилось до 33,7 тыс.
Внешний вид города.
Первые впечатления от центральной части города довольно приятные. Центр ухоженный, чистый, дома в приличном состоянии, в некоторых местах идут строительные и ремонтные работы (правда, первое заключение о том, что «город строится» было впоследствии развенчано местными жителями, по словам которых стройки эти идут уже года по 3-4 и конца не видно). Большой удельный вес частного сектора, частный сектор достаточно однородный – практически нет «развалюх», но и чего-то выдающегося тоже не наблюдается. В городе на протяжении длительного периода времени дислоцировалась авиационная часть, расформирование которой было начато в 90-е годы, а остатки выведены лет 5 назад. Территория «гарнизона» выделяется «архитектурными особенностями», здания бывших казарм стоят пустые, вообще этот район города выглядит достаточно заброшенным.
Предыдущие экспедиции:
Транспорт.
Основной вид междугороднего и пригородного сообщения – автобусы и маршрутки. Довольно приличная на вид автостанция. Железная дорога через Щучин не проходит, ближайшая железнодорожная станция – Рожанка, километрах в десяти. Городской общественный транспорт представлен двумя или тремя маршрутами автобусов, которые ходят несколько раз в сутки, преимущественно утром и вечером, обеспечивая доставку к месту работы и обратно.
Занятость.
В городе два крупных предприятия: завод «Автопровод» и маслосырзавод. Два ПМК, основная загрузка которых в настоящее время обеспечивается за счет строительства агрогородков. По официальным данным (диаграммы по отраслевой экономике Щучинского района, вывешенные в исполкоме), наибольший удельный вес (по численности работников) в госсекторе приходится на сельское хозяйство (6156), образование (2286), промышленность (1968), строительство (1096).
По словам местных, работы в городе не хватает. Мест на предприятиях не хватает, зарплаты тоже не выдающиеся. Один из вариантов «выживания» – поездки в Польшу, бизнес на солярке, одежде и т.д. Достаточно развит частный бизнес, в основном торговый. В городе есть два-три «олигарха» местного масштаба. Основная проблема в сфере занятости в молодежной возрастной группе. Основная часть после окончания школы уезжает получать образование в другие города (в основном – Минск и Гродно), процент возвращения после получения образования очень низкий, причем местными это воспринимается нормально («смиренно»), поскольку «работать в городе негде».
Довольно много продуктовых магазинов (уровень советских гастрономов), ларьков и т.д. Есть колхозный мини-рынок, городской рынок, мини-рынок «Запад». Можно отметить, что продуктами и одеждой город обеспечен в достаточной мере, хотя без особых изысков. Мебельных магазинов и магазинов бытовой техники как таковых не наблюдается, есть отделы на мини-рынке и в «Торговом доме». Специализированных книжных магазинов также не обнаружено.
Услуги: обычный набор: парикмахерские, фотоуслуги, ремонт и обслуживание мобильных телефонов и т.д. В городе три гостиницы: городская (внешний вид чрезвычайно убогий, внутрь попасть не удалось), частная гостиница «Элен» (вполне приличная), и гостиница «Павлинка» (от завода «Автопровод», тоже вполне приличная), недалеко от исполкома строится еще одна.
В городе отделы трех белорусских банков, расположены в больших новых зданиях, явно несоразмерных городу.
Кафе и рестораны. Несколько общепитовских кафетериев (при продуктовых магазинах, торговом доме), впечатление производят удручающее. Несколько заведений «среднего пошиба»: кафе «Вояж», «Фортуна», наиболее приличными считаются ресторан «Вега», кафе «Галактика», бар «Магнит». При достаточно большом количестве этих заведений попасть в них достаточно затруднительно: кафетерии закрываются без всяких видимых причин, рестораны и кафе большую часть выходных дней закрыты на спецобслуживание. Уровень качества еды и обслуживания в тех местах, куда удавалось попасть, довольно средненький.
Образование, культура, досуг.
В городе три школы и одна гимназия (открыта недавно, года 3-4 назад), одно ПТУ. Работает районный дом культуры (раньше был еще и городской, находился в бывшем дворце Друцких-Любецких), школа искусств, на территории гарнизона расположена туристическая база (кажется, так называется), при которой существуют кружок авиапланеризма (довольно известен среди местных) и еще какие-то «кружки» для детей и юношества. В РДК также много всяких «кружков» – «духовой оркестр», «эстрадного пения», театральная студия, а также платные танцевально-развлекательные кружки, спортивный клуб «Атлант». Основные мероприятия, которые проводятся в РДК – концерты художественной самодеятельности, ежегодный конкурс «Мисс Щучин», концерты «беларускіх зорак» и дискотеки. Своих действительно «самодеятельных» групп нет.
Кинотеатр «Беларусь» – проката кинофильмов, как такового не осуществляет, вся деятельность в этом направлении осуществляется за счет «кинолекториев» – добровольно-принудительных коллективных посещений (школьники, их родители и прочие подневольные граждане) лекций на «злободневные» темы и показа кинофильмов (в основном белорусского производства). В кинотеатре также проходят дискотеки (причем прямо в кинозале). Основной контингент дискотек – на 99% старшеклассники. Еще какая-то работа с молодежью проводится в «Доме поляков» (например, клуб «На пути к харцерству», студии песни и танца, курсы по изучению польского языка).
Компьютерные клубы (кажется, три), в основном игровые. Есть бильярдный клуб, семь столов, довольно популярный.
В городе нет ни одного музея. При школах и (по слухам) при некоторых предприятиях существуют свои музеи, в основном краеведческие. Проблема создания городского краеведческого музея обсуждается, однако никаких реальных перспектив не видно.
Кроме «общенациональных» праздников ежегодно проводится одно общегородское мероприятие – День цветов. Дня города как такового нет. Периодически проводятся какие-то спортивные мероприятия разного масштаба, организаторы – исполком, управление образования.
Формы проведения досуга особым разнообразием не отличаются. Школьники – кружки, дискотеки, питие пива на улицах и в парках. Рабочая молодежь – то же самое с поправкой на то, что из кружков они выросли, на дискотеки тоже ходят редко, предпочитают тусовки на улицах и по квартирам. Часть взрослого населения – посещение питейно-развлекательных учреждений, а в основной массе – дом, дача, соседи. Для некоторых жителей местом общения и встреч со знакомыми служит местный рынок по воскресениям. «За культурой» (кино, театр) ездят в Гродно.
Религиозные общины.
Среди населения города по крайней мере на 50% католиков. Костел, православная церковь, «строится» еще одна (несколько лет собирали средства на строительство, в этом году планируется закладка фундамента, на месте будущей церкви в какой-то теплушке («храм-вагон») проводятся службы). Две православные воскресные школы, школа при костеле (1-11 класс). По сведениям, полученным от работника идеологического отдела исполкома, в городе зарегистрированы баптистская община, община евангелистов, и есть община адвентистов, которая добивается регистрации, но пока безуспешно. Однако обнаружить хоть какие-то следы протестантских общин не удалось, среди местных по этому поводу тоже нет единства во мнениях: кто-то утверждает, что в городе много баптистов, но в церковь они ездят в Лиду, кто-то говорит, что их нет вообще и т.д.
Православная и католические общины существуют параллельно, в том смысле, что конфликтов между ними нет, но и взаимоотношений практически тоже никаких (костел и православная церковь находятся по разные стороны одной улицы на расстоянии ста метров друг от друга). В последнее время духовенство разных церквей стало приглашать «соседей» на свои «мероприятия», но не более того. На уровне впечатления: потребности в каком-либо сотрудничестве между церквями (внутри самих церквей) нет.
СМИ и коммуникация.
Ситуация с районными СМИ достаточно стандартная – районная газета «Дзянніца» распространяется только по подписке (добровольно-принудительной), в розничную продажу не поступает, местное радио вещает по два часа в сутки по определенным дням, соответственно, никто его не слушает. Распространено кабельное телевидение, Интернет распространен достаточно широко, есть сайт города, компьютерных сетей обнаружить не удалось.
Поражает количество частных объявлений, которыми заклеены все подходящие и не очень подходящие места. Объявления касаются в основном купли-продажи, строительных услуг, ремонта мебели, много объявлений по поводу купли, обмена и съема жилья.
Наскальная живопись имеет весьма специфический характер как по содержанию, так и по распространению. Художественные графитти отсутствуют. Вообще по городу кроме редких невнятных надписей и значка «16 в круге» надписей на стенах практически нет, за исключением: бывшего дворца, который находится в состоянии затянувшейся реставрации, и стены, расположенной на задворках города, которая используется местной неформальной молодежью для самовыражения и переписки с «противниками».
Общественные организации и инициативы.
Каких-либо коллективных акций без инициативы «сверху», по крайней мере, в последнее время, в Щучине не было (или наши «информанты» о них не знают, что тоже вполне возможно). Самая «трагическая» история, глубоко поразившая сердца местных жителей, произошла прошлой осенью, когда по решению исполкома город начали «облагораживать» посредством ликвидации «частных» участков и огородиков возле городских домов, которые впоследствии были засеяны травкой. Несмотря на то, что данная акция вызвала бурю народного возмущения, единственным результатом стало написание нескольких жалоб (по-моему, в тот же исполком).
Обнаружить наличие каких-либо серьезных общественных организаций в городе не удалось. Политическая активность (оппозиционная), по утверждению местных жителей, либо отсутствует, либо загнана в глубокое подполье. Есть несколько «известных» оппозиционеров, но даже сведения об их партийной принадлежности туманны и недостоверны. Удалось обнаружить «клуб пенсионеров» и клуб ролевиков (объединяют человек по 40 каждый, если верить их «руководителям»). По сведениям, в городе есть группа байкеров, но не идейных, а так, скорее любителей повыпендриваться. Практически вся остальная «активность» в молодежной среде организовывается через БРСМ и пионерию.
Еще одна тенденция, наверное, довольно распространенная – всякие активности держаться, как правили, на одном человеке и с его исчезновением из ситуации активность прекращается: в музей в 1-й школе (самый полный в городе) невозможно попасть в тот период, когда его «хранительница» находится на больничном, с уходом «на пенсию» руководительницы распадается клуб интеллектуальных игр, группа любителей какого-то экзотического туризма на местной турбазе распалась, когда ее организатор уехал на время в Минск и т.д. Можно предположить, что тоже самое произойдет с ролевиками, если их лидер поступит в этом году в ВУЗ.
Последний эмпирически проверенный факт – надзирающие органы в Щучине работают хорошо.