Кличев – город немноголюдный. Если у Ильфа и Петрова в городе N человек рождался, что побриться, постричься, а потом умереть, то такое чувство, что в Кличеве человек рождается, чтобы купить компьютер, повесить тарелку, попить пива и умереть.
Огромное количество параболических антенн бросается в глаза, причем на самом обычном «деревенском» деревянном доме может висеть три штуки. Большое количество объявлений о продаже компьютеров (причем с оторванными ярлычками, видно, интересуются люди), есть даже Интернет-магазин, правда, как оказалось, про него мало кто знает.
Очень большой выбор пива и практически в любом продуктовом магазине – как правило, несколько сортов беларусского, украинского и российского.
Но поесть негде.
Поесть, не в смысле закусить, а просто поесть. На нас удивленно смотрели в ресторане, когда в половине четвертого мы там хотели пообедать: «Еще повара не пришли и кухня еще не работает». Вот так, каждый кличевец (здесь не знаю, как правильно, но, во всяком случае, не кличевчанин же) прикупит компьютер, попьет пивка, щелкая каналы в телеке, и … в гостиницу.
Именно там перекресток между миром тем и миром этим. И если уж где кличевец и рассуждает о вечном, так именно там. Такова жизнь – люди живут, а потом умирают. Чтобы устроить похороны, нужны гробы, венки, подушки для покойников, это все и продается в гостинице. Там даже вывески нет, видимо, единственный в городе магазин ритуальных услуг, который и без вывески все знают.
Номера в гостинице удивили меня своим контрастом. С одной стороны, горячей воды нет и смеситель в совмещенном санузле стоит без душа (даже шланга нет), но ванна зачем-то стоит. В номере кровати раздолбаны, а по телеку три десятка каналов идет. Ну, надо сказать, что холодильник и телевизор у нас в номере были и санузел тоже в номере, а не на коридоре.
и снаружи
гостиница изнутри
Посещение кличевской библиотеки («взрослой», которая, по-моему, центральная).
В библиотеке имеется абонемент, читальный зал, услуги Интернета, распечатка и все такое, кроме того, услуга подготовки и распечатки рефератов. Причем, что такое «подготовка рефератов», я так и не понял. То ли это школьники приносят материал, а они его набирают, форматируют текст, оформляют. Или им приносят тему, а они выдают готовый реферат. Скорее всего, и так, и так делают. И это ужасно.
Читальный зал – комната средних размеров приблизительно на 15-20 человек – была пуста, когда мы туда вошли. Не было даже библиотекаря, но она вскоре пришла, видно, по звуку услышала, что кто-то пришел. В зале было нежарко (без тренировки я бы там долго не просидел), а на стенах висели пейзажи пера местного художника (были подписаны…). По словам библиотекаря, он раньше рисовал в Доме культуры, а сейчас на пенсию ушел и уже не рисует.
Было оформлено несколько экспозиционных стендов: первый, конечно, по идеологии, второй по энергосбережению, третий про войну и еще один про что-то. Библиотекарь рассказывала, что у них проходит много мероприятий по различным поводам: год здоровья, единение народов Беларуси и России, 9 мая и т.д.. Но добиться конкретики того, как это выглядит, не удалось (видно, проходит это все на бумаге).
Особо мне понравился объемный труд собственного «производства», касающийся различных аспектов кличевского района (экономический, героический, культурный и т.д.). Его уже в Могилев на конкурс отослали, теперь ждут ответа. При том, кто его делал читатели или библиотекари, я так и не понял (наверное, все-таки библиотекари). Еще интересная была папка с газетными вырезками из национальной и региональной прессы про Кличев, Кличевский район, людей, которые из Кличевского района. Это распоряжение или личная инициатива выяснить так и не удалось. Скорее всего, конкретного указания не было, но это «болванки» под будущую отчетность или под какую-то такую хрень, которую спустят сверху
Сколько томов в библиотеке библиотекарь не знала, пополняются фонды из Могилева, причем из Кличева даже заявки не посылают. Они там сами, что решат, то и присылают. Записывают в библиотеку с 9-го класса. Читают в основном учебную литературу, готовят рефераты (в Кличеве есть колледж) из художественной литературы по программным произведениям. Как нам сказали, в день бывает и до 20 посетителей, а бывает, что и 1-2.
Детская библиотека расположена в деревянном доме с резными наличниками и «купеческим» крыльцом. Представляет собой две комнаты (одна – читальный зал, а другая абонемент). Читают в основном энциклопедии, справочники (несколько стеллажей с Авантой+ и «Я познаю мир»), из художественной литературы программные произведения. На стенах все те же картины местного живописца и еще украшения из керамики, которые сделали студенты из Минска: не то как курсовую, не то как дипломную работу. Ситуация в целом как и со взрослой библиотекой, только библиотекарь более улыбчивая и некоторая «детская специфика». Так, например, мне сразу бросились в глаза поделки из бумаги. Библиотекарь рассказала, что эти поделки сделали дети в кружке творчества, который работает у них в библиотеке. Работает по утвержденному плану, из детских журналов берут бумажные выкройки и склеивают. Интересно, что далее по улице идут здание прокуратуры и суд – небольшие домики, но только кирпичные и с флагами.
Музей запомнился тем, что из первобытного общества «праз 18 стагодзе», и сразу в Вялікую Айчынную вайну.
— Ну это ведь и понятно, — говорит сотрудница музея, — раньше наш музей был музеем Великой Отечественной войны, у нас ведь тут партизанская зона.
Хотя по ходу делу она призналась, что байки про партизан порой сильно преувеличены. И как она знает, держались партизаны, пока не подошли регулярные части немцев, т.е. около 3-х месяцев.
Витрины с реконструкциями стоянок древних людей очень красивые, с подсветкой: «Это археологи из Минска приезжали нам сделали».
Такой вот город: студенты из Минска приехали в детской библиотеке что-то сделали, археологи пришли в музее что-то сделали, парк аттракционов тоже, наверное, кто-то приехал и сделал (это жуткое зрелище абсолютно пустая площадка с каруселями огороженная забором из сетки), прошлый мэр бордюры делал, другой мэр осветительные столбы ставил. Остается надеяться, что следующий мэр поваром будет.
Парк «с фонтаном»
и детская площадка
Стамбул – город контрастов, — фраза из известного фильма. Кличев – город контрастов и сочетания несочетаемого (больше всего меня поразил хозяйственный магазин. В нем продавались холодильники, свч-печи, автом. стиральные машины и ухваты для горшков). Кличев – город не для людей, а для статистики и отчетности (и по статистике и отчетности там, наверняка, все великолепно). А еще Кличев – город для тарелок-антен и памятника Ленину.
P.S. Размышляя над тем, кому в Кличеве нужны семинары по гражданскому образованию, вспомнил анекдот:
Рабиновича послали организовывать колхозы. Через некоторое время он высылает телеграмму:
— Колхозы организованы. Высылайте колхозников.
Дмитрий Галиновский