1. Предыстория
Понятие «Экран» появилось в Беларуси после публикации статьи Мацкевича В.В. «Политика: средство или цель» (1997)[i]. Однако далее я буду излагать слегка иную версию представлений об Экране, которая появилась благодаря ОДИ в Мариуполе (июнь 2006г). Понятие «Доска», которое используется здесь, опирается на представления, изложенные Мацкевичем В.В. в книге «Беларусь: вопреки очевидности» (1994г)[ii], в главе «Методологическая проблема» (место коллективного мышления, проектирования и проигрывания будущих ситуаций – «шахматная доска»).
Игра в Мариуполе была одним из поворотных событий 2006 года. На ней впервые в моей истории произошла сборка коллективно мыслящего субъекта, и нами (Егоров А., Жизневская И., Калитеня Л., Пошевалова Т., Чернявский В., Швецов А.) была порождена схема «Экран=>Доска=>Плацдарм», в которой мы отразили свое понимание того, что деятельность коллективно-распределенного субъекта осуществляется одновременно в ситуации на плацдарме и нескольких идеальных планах-плоскостях. Отсюда, чтобы понять смысл любого действия или самим управлять деятельностью – необходимо производить визуализацию этого действия на всех планах. Вот эта схема:
2. Для понимания Мариупольской схемы ключевой является схема «трансляции культуры — воспроизводства деятельности». Уже на ней присутствует ортогональность культуры и деятельности, и задано, что культура транслируется, а деятельность – реализуется в ситуациях. Мариупольская схема вводит понимание пространства Культуры, как состоящей из 2 ортогональных плоскостей – а это задает в свете выше сказанного:
А) определенную функциональную независимость этих плоскостей;
Б) разный знаковый материал и разный механизм трансляции на Плацдарм;
В) возможность взаимной трансляции с одной «идеальной» плоскости на другую и, соответственно, возможность реализации этих трансляций.
3. Отличие Доски и Экрана
Тезис | Доска | Экран |
Расположение относительно плацдарма | Ортогонально Плацдарму | |
Расположение Доски относительно Экрана | Ортогонально друг другу | |
Функции | Место коллективного мышления | Место трансляции норм, средство массовой коммуникации |
Основные процессы | Рефлексия, проблематизация, понимание через мышление | Трансляция норм, эталонов, стандартов; понимание без участия мышления |
Охват человеческого материала | Интеллектуальные и духовные элиты | Население, массы |
Материал | Схемы, знания, цели, средства | Образцы, эталоны, нормы, стандарты |
Различение знакового материала | Метафора: «строительные леса», проект | Метафора: построенное здание, изделие |
Механизм трансляции на плацдарм | Вербальный, передача содержания | Визуальный, передача форм и образцов |
Взаимосвязь и взаимоперенос содержания | Доска выступает в качестве «верстака», где происхо дит разборка и сборка иде аль ных объектов – схем объек тов Экрана и Плацдарма. Для «переброса» результата сборки на Экран нужна специ альная работа («конфигуратор»), которая не описывается метафорой «проецирование слайда». С другой стороны, «пере брос» результатов сборки на Плацдарм можно описать через целеполагание и самоопре деление. | Экран транслирует нормы на Доску и Плацдарм, которые явля ются основа ниями и рам ками для дея тельности (схе ма трансля ции-воспроизводства дея тельности) и мышления (мыш ление как дея тельность) |
Пример «конфигуратора» | Военная ситуация. Штаб разрабатывает план операции у Доски (песочница, имитирующая плацдарм военных действий). Когда план принят – его нужно донести до каждого солдата. И тут нельзя уже перед всем войском воспроизводить «штабную песочницу» – генерал выходит перед строем (фигура на Экране,show) вводит несколько реперов (мы наступаем или отстаиваем плацдарм и тп) и говорит в основном какие-то лозунги – уж никак не описывающие план, принятый на Доске. Т.е. понятно, что главное в этой речи не содержание, а деятельностная установка, которая передается через разыгрывание понятной всем роли. | |
Отношение к пространству Культуры | Доска есть место, из которого видна дверь в пространство Культуры («амбар» по Г.П.Щедровицкому[i]) и видно ее устройство. Доска есть место «разборки-сборки» таких дверей. | Экран – это и есть собственно дверь в «амбар», где собраны все богатства культуры. Экран – есть механизм трансляции содержимого «амбара», который зависит от аудитории. Если механизм согласован – то аудитория видит свой Экран, а если нет – то трансляции нет. Поэтому правомерно и иное определение Экрана, как «китч» для толпы, жевачка для масс, продукт информацион ной эпохи, используемый пра вящим классом для управле ния массами |
4. Роль Сцены. И тогда я понимаю, что понятие «публичное пространство», которое мы периодически употребляем – это также есть один из объектов в плоскости Экрана. А что есть «публичное пространство»? Нечто помещаемое перед Экраном и предназначенное для трансляции. Тогда – это Сцена. И одновременно, Сцена – есть некая ситуации на Плацдарме, сформированная посредством либо норм с Экрана, либо целей с Доски, в которой задействованы представители «рефлексивно охватываемых» событий на всем Плацдарме. И эти представители — Знаковые, т.е. однозначно отождествляемые людьми «в ситуации» с собой. Тогда ситуация Сцены становится игрой, где проигрывается взаимодействие «рефлексивно охватываемых» ситуаций, в результате которой отработанный элемент взаимодействия в виде нормы (или установки) выносится на Экран.
Мацкевич В.В. Вопреки очевидности. – Невский простор, СПб, 2006 – 210с (стр.207)
Мацкевич В.В. Вопреки очевидности. – Невский простор, 2006 – 210с (стр.42)
Щедровицкий Г.П. О значении исследования коммуникации для развития представлений о мыследеятельности / Г.П. Щедровицкий Мышление. Понимание. Рефлексия. – Из-во «Наследие ММК», 2005 (стр.464)