ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Мариашпринг: день третий

| 19.12.2007

Третий день семинара, как и все предыдущие, оказался плодотворным и продемонстрировал хорошую «рабочую» атмосферу.

Первая лекция — лекция Влада Величко  «Эволюция форм гражданственности и представлений о гражданстве в контексте тысячелетней истории Беларуси».

Она в значительной мере перекликалась с первой лекцией Андрея Егорова, посвященной изменению представлений о гражданстве и гражданине в истории.

Процессы эволюции, имеющие место в беларусском социально-историческом контексте согласуются с общеевропейским эволюционным  ракурсом, но по различным причинам имеет место рассинхронизация. Многие этапы эволюционного развития в Беларуси начинались тогда, когда в Европе тот или иной этап был уже завершен. Кроме того, имеет место некоторая недозавершенность эволюционных этапов в белорусском контексте, т.е. у нас «формы жизни» гражданственности как бы сырые, незрелые.И это нельзя не учитывать при формировании подходов и методов гражданского образования на современном этапе.

Лекция Татьяны Пошеваловой — вторая в цикле этого дня, была посвящена методологическому осмыслению проблем реализации гражданского образования.

Тезисно доклад Татьяны можно представить следующим образом:

1. Движущим мотивом процессов реализации гражданского образования можно считать политический мотив, т.е. стремление различных субъектов принимать участие в согласовании общественных интересов, в политической борьбе и т.п. В первую очередь, такие процессы можно рассмотреть в преломлении к позиции чиновника,  госслужащего.

С одной стороны, он, гражданин, имеющий свои интересы. С другой — он, как государственный служащий, обязан быть гарантом реализации прав других граждан. Изначально привилегированная его позиция может привести к конфликту между личными интересами и должностными обязанностями. Предотвращение конфликта возможно только при условии, когда государственный чиновник, служащий также проходит через систему гражданского образования и формируется, в первую очередь, как гражданин.

Важным представляется вопрос — в каком смысле народ может выступать как субъект общественной деятельности?

Есть минимум 3 трактовки «народа»:

  • Народ как этнос;
  • Народ как антипод аристократии, интеллигенции (простые люди).
  • Народ как нация, т.е. совокупность граждан.

Проблема в том, что в Беларуси до сих пор оперируют двумя первыми смыслами. А на практике нужно реализовать третий смысл.  Трансформация населения в нацию может осуществляться в трех формах:

1. Эволюция (естественный ход событий, при котором всё «пускается на самотёк»);

2. Развитие  как искусственный процесс (изменения не стихийны, а проектируются, программируются);

3. Инновацию как искусственно-естественный процесс (имплантирование некоторых моделей будущего в ситуации настоящего. Инноватика — это управляемая эволюция.

При этом инновация видится самым продуктивным путём в современных условиях. Условием разворачивания инноваиоцнных процессов является институциализация мышления.

Лекции вызвали  массу вопросов, которыми слушатели атаковали тренеров во время семинарских занятий. Однако на этот раз «народ потихоньку вник в тему», как заключила руководитель семинара   Светлана Мацкевич, большинство вопросов были чётко выстроенны и задавались по сути.

Материал подготовила Анна Дорощук, участник семинара-стажировки.

ТЭГИ: