Заметки на полях книги, которой нет
Максим ЖБАНКОВ
Юлий Ким, песня из телефильма «12 стульев»
Вы оцените красоту игры!
Там же
«Что здесь делает этот человек?» — чиновная дама из Европейского гуманитарного университета (тогда еще имевшего минскую прописку) грозно сверкала глазами в сторону моего собеседника. «Имейте в виду: от таких помощь нам не нужна!» Дело было накануне волевого закрытия самого европейского из столичных вузов по указке сверху. А беседовали мы – как раз по этому поводу — с независимым аналитиком Владимиром Мацкевичем. Данный эпизод замечателен тем, что четко обозначает неизменный – вот уже более десяти лет – статус нашего героя.
Прогрессор: вопреки очевидности
Независимый аналитик Мацкевич – герой-аутсайдер, пророк-одиночка, суперзвезда без суперпаствы. На меньшее он не согласен. Большего — здесь и сейчас – получить просто не может. Дело не только в общей запущенности культурного слоя. Дело еще и в миссии, избранной для себя автором данного интеллектуального проекта.
Наш герой – персонаж пограничья, образцовый «свой-чужой»: здешний человек с нездешним образованием, непривычным строем мышления и завышенными (по меркам тихих пролетариев умственного труда) амбициями. Апологет системного подхода, неожиданно спустившийся с высот теоретических семинаров обоих столиц в родное болото. Кто-то злобно скажет: «Интервент», кто-то ласково шепнет: «Агент влияния» (ах, эта склонность везде искать «руку Москвы»!) Однако нам ближе другой термин: Колонизатор. Или — следуя духу любимых Владимиром Мацкевичем братьев Стругацких — Прогрессор. Тот самый, который с передовыми технологиями накоротке, за рецептами социального роста в карман не лезет, работает с недоразвитой массой в режиме законспирированного миссионера духа. И, самое главное, занят крайне неблагодарным делом: подтягивает за уши электорат до желаемого уровня нации.
Прогрессор как персонаж – концептуальный партизан, генератор смыслов, планировщик будущего – своим появлением был обязан хрущевской «оттепели» и оставался романтическим героем очень недолго: до появления советских танков на улицах Праги в недобром 68-м. Интеллектуальный проект чешских теоретиков-прогрессистов пришел в очевидное противоречие с грубой логикой советской власти. И не смог выстроить адекватной контригры. Но Прогрессоры остались. Они ушли в катакомбы методологии научного познания, истории философии и семиотики, оттачивая техники мышления в надеждах на лучшее будущее. Которое, казалось, пришло вместе с распадом Союза и «парадом суверенитетов».
Времена невероятного успеха толстых журналов, общественных дискуссий и социальных сдвигов породили иллюзию востребованности Прогрессоров. Иллюзию – потому что Прогресоры не приняли постсоветскую номенклатурную реальность. А реальность, в свою очередь, не приняла Прогресоров. Новый (точнее сказать, новоизданный) текст Владимира Мацкевича – путешествие по кладбищу нереализованных проектов, коллекция – как сказал бы Винни-Пух – «кричалок», которые не услышал практически никто.
Мастер мысли на rendez-vouz
Могло ли быть иначе? С высоты сегодняшнего дня можно смело сказать: нет. Проблема вовсе не в том, к правильным ли людям обращался в начале 90-х «возвращенец» Мацкевич, с теми ли политическими силами сотрудничал, те ли аргументы использовал для подтверждения собственной позиции в коллективных дискуссиях. Правильный вопрос звучит совсем иначе: насколько востребованы актуальной белорусской реальностью умные рецепты? И готова ли она развиваться по-умному? В обоих случаях лишь неисправимый (и абсолютно несведущий) оптимист может дать положительный ответ. И это, как ни странно, хорошо. Поскольку править социальную реальность по интеллектуальным лекалам – дело опасное и непредсказуемое. Материал, знаете ли, сопротивляется. Прогрессист скажет: «Тем хуже для материала!» Материал огрызнется: «Тем хуже для Прогрессиста…»
Неизбывное одиночество Владимира Мацкевича – его выбор и крестный путь, обусловленный всей предыдущей личной и профессиональной биографией. Активно размышляющий в последнее время о миссии белорусского интеллектуала (см. ARCHE, №9, 2006) автор остается на деле типичным постсоветским интеллигентом – профессиональным создателем концептуальных фантомов, искренне убежденным а) в возможности обуздать хаос посредством мыслительных усилий, б) в безусловной верности собственной позиции, в) в безусловной целесообразности практического внедрения своих авторских концептов – разумеется, ради общего блага. Как говорил Евтушенко: «Граждане, послушайте меня…» Интеллигент – это работник умственного труда с обостренным чувством социальной ответственности. Он болеет за всё. Он считает себя ответственным за всё. И готов всё по быстрому наладить. Владимир Мацкевич профессионально «думает Беларусь». Но его мышление слабо совместимо с наличным человеческим ресурсом. А потому результаты мало утешительны.
Опыт одинокого мышления абсолютно неприменим в условиях Беларуси, где – в лучших традициях Бронкса и Люберец – всё культурное, социальное и политическое пространство давно поделено на зоны влияния. Прогрессоры не нужны, потому что здесь каждый сам себе Прогрессор.
Пёс-призрак: возвращение скомороха
В таком контексте Человек с Планом, амбициозный внесистемный аналитик, неизбежно становится маргиналом. И попадает в неизбежную «темную зону». Как дохлая собака посреди автострады. Мацкевич есть, но, с другой стороны, его не видно. Он говорит «в тему», но эта тема за гранью внимания субъектов общественной активности. Что в глобальном плане равносильно молчанию. Устав искать единомышленников, автор меняет волну вещания. Он решительно превращает свой текст в бешеный Молотов-коктейль, где перемешаны обрывки тактических разработок и аналитические записки, разборки с недо-единомышленниками и собратьями по интеллектуальному гетто (и зачем мне знать, кто такой Бабайцев?), диалоги с самим собой и библейские цитаты. Читать это подряд, спотыкаясь об бесконечные комментарии и примечания, почти невозможно. Не читать вовсе – тоже.
Эта книга – публичное самосожжение автора, очень личное послание стране и миру, докладная записка Всевышнему о провальной миссии в «бездарной стране» (А.Вертинский). И одновременно попытка разрушения собственной личной мифологии: надменный аналитик становится шальным скоморохом, меняя цивильный костюм на заплатанный плащ «блаженненького». Дохлая собака-интеллигент неожиданно воскресает в образе мистического Пса-призрака. Клоун-самурай, назло Канту, Фукуяме и Бабосову, берет на абордаж Национальную библиотеку. Спотыкающийся поток слов провоцирует нервное несогласие и крушит шаблоны мышления.
Есть такое дело: интеллектуальная провокация. Недолюбленный страной Владимир Мацкевич меняет амплуа. Дальше могут быть либо проповедь, либо карточные фокусы.