Перед какими проблемами стоит современное гражданское общество и что в большей степени угрожает существованию гражданского общества в Беларуси?
О проблемах гражданского общества, нависших угрозах и важности понимания категории «народ» в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» рассказал лидер Национальной платформы гражданского общества Владимир Мацкевич.
Основные проблемы гражданского общества Беларуси, по мнению политика, очевидны: «С одной стороны, я буду банален. Могу сказать то же самое, что и все. У нас очень плохая законодательная база и условия для применения закона. Беларусское гражданское общество, по крайней мере, его надстроечная часть, формализованные объединения в виде НГО, находятся в очень жестких условиях существования и выживания. И это самая противная вещь. Но здесь я могу еще добавить не совсем то, что говорят остальные. Беларусский режим, зная и чувствуя опасность, которую несет для него гражданское общество, поощряет принятую и привитую нам из Европы форму существования. Режим дает для НГО такие условия существования, при которых только формальные процедуры занимают практически всю энергию, все свободное время у людей, которые в это попадают. Это и необычайно сложные процедуры регистрации, и умопомрачительной сложности бухгалтерия, очень сложная отчетность. Да, все это существует и в европейских странах, но в Европе этим занимаются нанятые НГО чиновники, а управляют этим клубы людей, которые и учреждают эти НГО. У нас же чиновники НГО и учредители чаще всего совпадают. И фактически вся активность людей, которые чего-то хотят, уходит на создание, существование и выживание созданной НГО».
По мнению Владимира Мацкевича, именно в этом скрыта наша главная проблема: «Только тот, кто может освободиться от всех этих формальных обязанностей и оставлять свободное время для мышления, критики, рефлексии, оценок, простого человеческого общения — только такие НГО в Беларуси на что-то способны. Но таких у нас очень мало. Что делают остальные НГО в Беларуси? Знаете, есть такое выражение: всю жизнь будешь работать на лекарства. Представьте себе больного человека, который работает. Он не лечится, а работает и работает, теряет силы. И все, что он зарабатывает, все тратит на лекарства — для того, чтобы восстановить свою работоспособность. Получается замкнутый круг, правда? Так получается и с этими НГО. Они создаются, чтобы решать какие-то значимые социальные задачи. Но этого нельзя сделать, не получив регистрации, юридического лица, офиса и еще чего-нибудь. А как только ты все это получаешь, то вся твоя деятельность заключается в том, чтобы отдавать силы на поддержку этой регистрации, офиса, отчетности и так далее. И уже не остается никакого времени на достижение тех чистых и добрых целей, ради которых все это создавалось».
«На работе все мы чьи-нибудь инструменты»
По наблюдениям Владимира Мацкевича, формализация деятельности НГО является сегодня одной из главных проблем для гражданского общества Беларуси, но эту проблему тоже можно решать: «Для себя эту проблему я разрешаю. Во-первых, я четко отделяю людей, которые занимаются формальными процедурами и являются наемными работниками НГО. Эти люди могут после своей работы запросто приходить в какой-то клуб, но в первую очередь эти люди являются наемными работниками. Это инструмент НГО, а инструмент — это всегда инструмент. Потому что ложка — это ложка. И если я в ней красоту вижу, то это именно я ее вижу. И все люди, которые работают, — это инструменты. Даже на службе генерал — это такой же инструмент, как и любой солдат. Но при этом каждый в другом пространстве является человеком, но человеком люди являются в клубах, а не на работе. На работе все мы чьи-нибудь инструменты. И на работе ты должен выполнять какую-то работу не так, как тебе нравится, а так, как от тебя требуют. То есть ты не свободен на работе. Свободным человек становится, когда у него есть свободное время. И когда мы это понимаем, если создаем для себя свободное пространство, место и время, то именно там и бурлит гражданское общество. А если этого не делать и заформализовываться, следуя уставным целям и так далее, то такие организации умирают очень быстро. Для меня очевидна переполненность «третьего сектора» Беларуси вот такими мертвыми организациями. Эти НГО не способны к какой-то самостоятельной гражданской активности, они выполняют только уставные цели и задачи, они выполняют только планы действий по грантам. Это то, что мы называем ФДП — фиктивно-демонстративные продукты. Поэтому гражданское общество – это не НГО, это место и время для проявления в этом месте и времени свободных людей».
«Это проблема не только беларусского гражданского общества. То же самое происходит сейчас и в Европе. Но там очень трудно убить гражданское общество, которое имеет уже вековые традиции. И там никогда гражданское общество не будет отождествляться с третьим сектором. «Третий сектор» — это всего лишь представительство, инструмент всего гражданского общества», — подчеркивает Владимир Мацкевич.
«Бюрократизация процессов представляет большую опасность»
Если говорить о проблемах гражданского общества Беларуси в общеевропейском контексте, то, по мнению Мацкевича, мы можем стать жертвой всей этой бюрократизации и формализации через НГО и другие третьесекторальные вещи: «Эта часть гражданского общества может просто поглотить все остальное. Так происходит не в традиционных западноевропейских странах, где возникло гражданское общество. Во Франции, Англии, Западной Германии, странах Бенилюкс, Скандинавии гражданское общество самозародилось, эволюционировало и живет. В другие страны гражданское общество проникало и привносилось в разное время. Страны, где традиции гражданского общества являются скорее привнесенными, — это почти вся Восточная Европа за редким исключением. Исключением, например, является Чехия, где гражданское общество можно рассматривать, как самозародившееся. А та же Польша или страны Балтии, Словакия, Украина, Румыния — все эти страны получили какие-то элементы гражданского общества извне. И для нас вся бюрократизация процессов и нынешние третьесекторальные тенденции представляют большую опасность».
«Понимаете, — рассуждает Владимир Мацкевич, — как бы ни развивались НГО во Франции и что бы там ни говорили о предательстве парижских интеллектуалов, вся эта бюрократизация французское гражданское общество уже не задушит и не убьет. То же самое можно сказать про Англию и некоторые другие страны. Наибольшую опасность протекающие процессы представляют для маленьких стран. Я видел, как в Дании очень сильно происходит эта бюрократизация и вытеснение живой части гражданского общества. Это и есть опасность».
«Народ — это не тот, про кого песенки поют»
В Восточной Европе существует еще одна опасность. Один из лидеров беларусского гражданского общества Владимир Мацкевич называет это «народничеством», то есть непониманием людьми места и роли гражданского общества в плане его влияния на государственные, культурные и другие процессы: «Это непонимание места гражданского общества в структуре демократии, непонимание того, что гражданское общество — это и есть народ, про который гласит любая Конституция, где сказано, что «мы — народ» и учреждаем это государство. Именно это и является гражданским обществом. И тогда это — не все население, а только люди, имеющие свободную мысль и свободное мнение автономно и ответственно. Вот это и есть тот самый народ из Конституции».
«Это не тот народ, про который поют песенки народники, не тот, о котором пекутся коммунисты, не тот, о котором трындели Ленин и Сталин. Эта дурацкая категория «народ», которая используется демагогами и популистами для того, чтобы устраивать охлократические диктатуры в странах. И до тех пор, пока мы не поймем, суть всех этих понятий — народ, гражданское общество, свободный человек – пока не поймем демагогистско-популистское понятие «народ», до тех пор мы будем жить в опасности захлестывания охлократии и популизма культуры, цивилизации, нормального развития. Для стран Восточной Европы, в том числе постсоветских стран, в этом заключается очень большая опасность», — отмечает Владимир Мацкевич.
По его признанию, сражаться с этой актуальной проблемой гражданского общества приходится постоянно: «Если я назвал дурака дураком, то в ответ слышу, что я обозвал дураками весь народ. И спрашиваю: «Ты что? Ты — народ?» Нет! Я к народу очень хорошо отношусь, я отношусь плохо конкретно к тому человеку, которого называю дураком. Причем здесь народ? Но некоторые считают, что любой простой человек — это народ. А я тогда разве не народ? Да, я никогда не говорил, что я простой человек. Я не простой человек, но я — народ. И ничуть не меньше народ, чем любой другой человек. Более того, сколько раз уже говорили: если во Франции уничтожить триста человек, то страна впадет в варварство и дикость. Цивилизация, культура, демократия держатся на нескольких сотнях людей в любом народе. И эти люди — это и есть народ, понимаете? Есть такая картина «Богушевич и народ». Там Богушевич в окружении поселянок и поселян. Глупости ведь! Вот Богушевич – это народ. А те, кто его окружает, — это люди из населения. Наверное, для кого-то это звучит очень дико и радикально, но это именно так».