АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Вместо итогов года

| 19.01.2010

В старинных летописях иногда встречаются записи, смысл которых сводится к утверждению, что в таком-то году ничего не произошло. Ничего – значит, ничего заслуживающего внимания летописца. Ведь каждый год люди сеют хлеб и собирают урожай, рождаются дети, умирают старики, да и многое другое происходит. Но для летописца это все не представляет интереса, ведь все идет как всегда. Пожалуй, про 2009 год в истории Беларуси можно будет сказать тоже самое – в этот год ничего не произошло. Во всяком случае, я не могу иначе подвести итоги прошлого года – итогов нет.

Ну, в самом деле, Беларусь в 2009 году так и не признала независимость оккупированных Россией грузинских территорий. Вот ведь достижение! И в 2008 году она не признала. А если и в 2010 году не признает, будет ли это достойным упоминания? Может быть, если не будет других итогов. Ведь никто не признал независимость Абхазии и Южной Осетии, почему же для Беларуси это становится чем-то достойным упоминания? Да потому, что Беларусь является ближайшим союзником России, эти две страны связаны самым тесным из возможных в международной практике договоров – Договором о создании союзного государства! Именно так – государства в единственном числе, а не о союзе государств. Государство, неважно союзное ли, федеративное, конфедеративное, это государство, а не государства. Поэтому, упоминать о не признании оккупированных ближайшим союзником территорий нужно как-то иначе, например, так – в 2009 году Беларусь так и не денонсировала договор о создании союзного государства. Правда, она не сделала этого и в позапрошлом году! И вряд ли при нынешнем режиме сделает это в следующем. А надо бы. Ведь Союз Беларуси с Россией это нечто нереальное, это мираж.

Может быть для этого и нужны в истории годы, когда ничего не происходит, чтобы учиться отличать миражи от реальности. Возможны ли войны между союзниками? Пусть это даже торговые войны, нефте-газовые, молочные, мясные? Пусть даже так, союзники могут вести локальные войны между собой, но в рамках союзного государства это уже нужно считать гражданскими войнами. Находится ли Союзное государство Беларуси и России в состоянии гражданской войны, торговой или холодной? Так это, или не так – никакой разницы – ведь это государство только мираж.

А СНГ? Это содружество всегда было миражем или призраком бывшего СССР. В него входили страны, находившиеся в состоянии войны между собой, например, Армения и Азербайджан. Ну а Минск был миражной столицей этого содружества.

Есть еще ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности. В нее входят только часть независимых государств из миражного СНГ. Некоторое время в этой организации соучаствовали те же Армения и Азербайджан. Правда, потом Азербайджан предпочел ОДКБ ГУАМ. А в апреле прошлого года объявлено, что возможно присоединение Ирана в качестве наблюдателя к этой организации (http://www.vz.ru/news/2009/4/3/272081.html), целью которой является защита общекультурного, экономического и т.д. пространства остатков бывшего СССР. То есть ОДКБ тоже мираж, и в 2009 году Беларусь так и не вышла из этой организации и не денонсировала этот договор. Хотя и отказалась поначалу от участия в создании КСОР (коллективных сил оперативного реагирования) при ОДКБ, потом в октябре президент Беларуси отказался наблюдать окончание учений этих сил оперативного реагирования в Казахстане. И, все же, через несколько дней подписал соглашение о создании КСОР. Подписать подписал, но будет ли создавать? Миражная организация миражного договора с миражными силами оперативного реагирования. Где и на что эти силы будут реагировать? На таможенные инциденты на беларусско-российской границе? А эта граница существует? Или то же мираж?

Как, например, Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Надо ли плодить миражные союзы? – об этом долго думали в Минске, прежде чем решить – подписывать или не подписывать соглашении об этом союзе. К концу года, в который ничего не произошло, Таможенный союз был заключен, но не прошло и двух недель, как выяснилось, что этот союз не устраивает союзников, и соблюдать соглашения никто не собирается.

В сентябре минувшего года главные союзники всех перечисленных союзов провели совместные военные учения «Запад 2009», где, как заявил новый министр обороны, Беларусь показала свою способность отвечать на глобальные вызовы современности. «В ходе учения впервые практически было отработано применение региональной группировки войск в единой системе стратегических действий в случае развязывания крупномасштабной агрессии против Союзного государства» (http://www.mod.mil.by/news1.html). Это ли не опровергает тезис о том, что в этом году ничего не произошло? Мог бы опровергать, если бы союзники, проводившие учения понимали, от кого исходит угроза Союзному государству? Кто является вероятным противником? Уже в наступившем году выяснилось, что в беларусских вооруженных силах не все в порядке с идеологической работой. А какой может быть порядок, если идеология и политработа в беларусской армии не изменялись со времен КБВО (Краснознаменного беларусского военного округа) ВС СССР? Мне вообще не понятно, как в беларусской армии говорят про патриотизм? Что такое Родина для беларусских солдат, которую они присягают любить и защищать?

Может быть в Западном направлении можно увидеть нечто реальное, а не миражи? В позапрошлом году могло показаться, что на Западном направлении появились некоторые перспективы – Восточное партнерство. Но 2009 год был практически безрезультативным и в отношении Восточного партнерства. Беларусь не сделала никаких реальных шагов, чтобы сблизиться с Европой, хотя выдала много обещаний. Европа расценила действия Беларуси как миражные, поэтому не отменила санкции против беларусских чиновников. Не отменив, тем не менее, не применяет их, а вводит мораторий. В бюджете Восточного партнерства для Беларуси предусмотрены какие-то деньги, пусть и самая маленькая доля среди шести партнеров, но под эти деньги не предложено еще ни одного реального проекта. Так реально ли Восточное партнерство, или тоже мираж? Как и вступление в ВТО, и членство в Совете Европы, или в Евронест. Беларусские парламентарии примут участие в очередной встрече по формированию состава Евронест, но сам парламент и его депутаты не признаются Европой как законные представители беларусского народа, и депутаты ничего не могут сделать, чтобы Европа признала этот парламент легитимным.

Является ли реальным само беларусское государство, или оно тоже мираж? До сих пор существуют беларусы, считающие Республику Беларусь не реальным суверенным государством, а миражем. Это не только рядовые обыватели, ностальгирующие по Советскому Союзу, это еще и множество чиновников самого высокого ранга, которые нами правят. Очень характерны откровения бывшего помощника президента Сергея Посохова (http://news.tut.by/politics/155874.html). Уехав жить в Россию, он описывает то, что ему не нравится в Беларуси. Но многое из того, что ему не нравится, сделано либо по его инициативе, либо при его участии. Так поступают только те, кому не жалко страны, которой они правят. А если присмотреться к тому, куда уходят с высших постов государственной вертикали? Мы увидим, что большая часть отставников уезжает в Россию, и там они продолжают свою карьеру, или строят ее заново. К концу года уехал очередной бывший министр внутренних дел. За какие заслуги российский Внешторгбанк принимает на работу бывшего министра соседней страны? Я не знаю, но возникает вопрос, а на кого работал этот человек в нашей стране?

Беларусское государство, конечно же, реально, но несостоятельно. И правят в нем люди, которые не собираются жить в нашей стране после своего правления, и не для своих детей они  стараются, детей своих пристраивают за границей. Поэтому они и не правят по-настоящему, никуда не направляют страну.

Почему в минувшем году ничего не произошло? Потому что страна никуда не движется.

Да, наши правители не знают куда направить страну. А без выбора направления нельзя двигаться, нельзя развиваться. В этом основная причина политической несостоятельности современного правительства и всего государства.

Но может быть не в политической жизни нужно искать события и итоги?

Ни древний, ни современный летописцы не обошли бы стороной мировой экономический кризис и эпидемию свиного гриппа.

Еще в 2008 году правительство успокаивало население заявлениями, что мировой кризис Беларуси не коснется. Но уже в начале прошлого года мы все прочувствовали этот кризис, и через девальвацию рубля, и через инфляцию, через падение производства и потребительского спроса. Так есть ли кризис? В остальном мире, видимо, кризис, а у нас нет, мы только последствия мирового кризиса ощущаем. У нас всего лишь прекратился рост ВВП, не выполнены прогнозные показатели. Просто все осталось на уровне прошлого года. Впрочем, ВВП все же вырос, пусть всего лишь на 0,02%. Но ведь не упал! Хотя, в промышленности некоторый спад все же отмечается на 2,8%. Правда, сталкиваясь с официальными статистическими данными всегда приходится сомневаться, отражают ли они реальность? Или все цифры получены только манипуляциями самой статистики? Ну, то, что прогнозы и планы (http://newsby.org/by/2009/12/29/text12585.htm) не будут совпадать с реальностью, это понятно, такова уж природа всех человеческих прогнозов и планов.

Поскольку мы остаемся в стороне от магистральных направлений мирового развития, то и кризис для нас проходит стороной. То ли он есть, то ли его нет. Но мы его очень боимся.

Еще больше минувшей осенью мы боялись свиного гриппа. Почти панически. Но пережили. А в январе этого года государство даже позаботилось закупить необходимые препараты и начать вакцинацию от новых разновидностей гриппа. Так что же было осенью? Была ли эпидемия гриппа или не было? Видимо рано подводить итоги года даже и в этой сфере. Реальные показатели смертности от гриппа в 2009 году мы узнаем только после того, как их начнут сравнивать с показателями будущих лет. Вот если в следующем году будет собачий, кошачий или рыбий грипп, то, успокаивая население, власти доведут реальные показатели минувшего года.

Экономистам легче чем летописцам подводить итоги года. Если в стране не было рекордного урожая, или, наоборот, неурожая, то летописец не обратит внимания на мелкие колебания урожайности тех или иных сельхоз культур. А вот экономист это учтет и посчитает. Итоги любого года для экономиста это сведенный баланс. А баланс можно свести всегда. Вот и про минувший год уже сказано, что государственный бюджет будет закрыт с профицитом. Кризис кризисом, а баланс мы сводим с плюсом. Вот только что делать с резко выросшим внешним долгом?

У нас еще никогда не было такого огромного долга.

Кажется это единственный итог года.

Так, наверное, и будет записано в летописях: В 2009 году от Р.Х. Республика Беларусь влезла в долги, долг этого года был рекордным, и выплачивать его пришлось потом долгие годы, а больше в этом году в стране ничего не произошло.

http://nmnby.eu/pub/0911/04a.html

http://www.svaboda.org/content/article/1900452.html

http://naviny.by/rubrics/economic/2010/01/13/ic_media_113_3798/

Оригинал – http://eurobelarus.info/

ТЭГИ: