КОЛЛЕГИУМ

Введение в философию. Лекция 15. Этос, топос, логос и праксис философа (тезис)

| 19.03.2009

В прошлых лекциях много говорилось об идеальном плане. Идеальный план это рабочее пространство философии, в нем (или на нем) собираются схемы, понятия, почти все, с чем работает философ. Почти, но не все. Не все может быть собрано и задано в идеальном плане. Даже не все идеальные объекты. Есть такие понятия, схемы и идеальные объекты, которые не стоит помещать в идеальный план. От такого размещения проигрывают и сами понятия и схемы, и те, кто их туда помещает. По крайней мере, если эти понятия размещаются только там. Но идеальные объекты не могут размещаться в мире вещей, людей, там, где существуют феномены и вещи в себе. Есть только одно место, где можно размещать то, что не стоит размещать в идеальном плане, и что не может быть размещено в мире вещей — это индивидуальность философа. Т.е. философ собирает на себе то, что не стоит размещать в идеальном плане. Речь идет о таких понятиях как честь, достоинство, доблесть, арете и т.д. А также любовь, веру и многое другое. Все это можно оформить в понятиях и схемах, но зачем? В этом нет ни смысла, ни истины, ни красоты. Но все это можно найти (или не найти) в индивидуальности философа. И в индивидуальности эти понятия и схемы обретают сою полноту и оформленность.


Именно поэтому сегодня будет разрабатываться тема: <<Этос, топос, логос и праксис философа

Услышав такую тему, любой может спросить, а почему только это? Почему не добавить сюда поэзис, патос, эрос, в конце концов? Ну и это все тоже, просто нельзя объять необъятное, по крайней мере, в одной лекции. Но без поэзиса все же не обойтись. В каком-то смысле, весь этот цикл лекций — сплошной поэзис. Т.е. такой лирический рассказ о себе самом. И хотя в предыдущих лекциях я говорил о философии отстраненно, о философе говорил в третьем лице. Но ведь можно легко догадаться, что реконструируя историю философии я не придерживался исторической правды. Говоря об Анаксагоре я говорил о себе самом, а не о том полулегендарном философе, который приехал из Клазомен в Афины, а потом был изгнан из этого города в 5-м веке до Р.Х. Точнее, говоря о себе я иногда называл себя Анакагором, иногда Боэцием, иногда Декартом или Ясперсом. Что это как не поэзия? Но все же, до сих пор я говорил о философии отстраненно, и о философе в третьем лице.  В начале это даже вызывало недоумение, почему он (т.е. я) не рассказывает свою философию, с которой некоторые были знакомы по книгам, статьям, докладам, играм и просто беседам со мной? Почему он рассказывает о некой философии, как будто бы знает о ней что-то другое, чем может знать экссоветский человек, с весьма средним образованием? И это правильное недоумение, я и сам недоумеваю. Но все никак не мог перейти к изложению своей философии как таковой. Да и не уверен, что вообще смогу, но пытаюсь. Вот э эта лекция представляет собой такую попытку. Мне нужно обозначить свою индивидуальность так, чтобы можно было предъявить набор понятий, схем и форм, которые не стоит изображать в идеальном плане, но предъявить их обязательно, поскольку без индивидуальности заполнение идеального плане возможно, но не в философском режиме и жанре, а только в образовательном, в простом учебном режиме.

Поэтому — этос, топос, логос и праксис. Иначе это можно сформулировать так:

— Как должен вести и держать себя философ? Философский этос и мои индивидуальные этические нормы и правила.
— Где должен быть или бывать философ, держа и поступая так, как оговорено и задано в его этосе? Правила выбора и предпочтения мест и ситуаций, куда влечет философа его призвание — философский топос.
— Что философ приносит с собой в те ситуации и места, где он оказывается, по которым обретается? Слова, которые он говорит (а философия — это разговаривающее размышление), схемы и истины, в которых он сомневается — философский логос.
— Что делает философ, оказываясь в тех или иных местах, держа себя соответствующим образом, говоря то, что говорит? И что из этого получается или должно получиться. То есть философский праксис. Все остальное — факультативно.

Обсуждение здесь