Предстоящая лекция посвящена идеям. Мы попробуем порассуждать о происхождении идей, о доступе и сопричастности людей идеям, попробуем восстановить механизм доcтупа, способы работы с идеями.
На прошлой лекции было сделано утверждение, что идея возникают из-за несовпадения и разрыва в содержании суждений, которые содержат один и тот же термин (не могу пока сказать – понятие) в качестве предиката одного суждения и субъекта другого. А также из-за нетождественности самих понятий или категорий, обозначаемых этим термином, в случае, когда один и тот же термин в одном суждении обозначает предикат, а в другом суждении – субъект.
Например: 1) А есть В; 2) В есть С. В1 не есть В2. Т.е. В в первом случае не совпадает по смыслу или значению (возможно, что и по содержанию и объему) с В во втором случае.
Закон тождества предполагает, что в одном рассуждении В=В. Т.е. идеи возникают в результате нарушения в рассуждении закона тождества.
Нарушение закона тождества всегда считалось в логике грубейшей и примитивной ошибкой.
Но редко кто задумывался о том, какой ценой достигается сохранение закона тождества в рассуждении! Вот это и есть основная интрига этой лекции. Требование Аристотеля на сохранение тождества употребляемых в силлогизмах понятий может быть удовлетворено только за счет отказа от мышления, за счет выхолащивания из суждений идейного содержания, смысла и значения.
Не думаю, что этот тезис будет простым для понимания. Вся лекция будет об этом.
Нам придется вспомнить Канта с его различением аналитических и синтетических суждений. И о том, что это различение базируется на представлении о тождественности субъекта и предиката в аналитических суждениях, и нетождественности их в синтетических суждениях.
Кант мог бы продолжить свою критику вплоть до критики закона тождества, но ему мешало представление о том, что мыслит человек, что мышление может быть рассмотрено как деятельность сознания или как нормативная математика или грамматика. Мы же уже на протяжении нескольких лекций рассматриваем мышление вне человека и сознания, и не сводим его к правилам оперирования.
Нам придется вспомнить три мира Поппера. Поппер выделял мир физических феноменов и объектов, мир феноменов сознания и психических явлений, и мир знания. Триада миров – минимальное пространство для того, чтобы мы могли найти место идеям, и получить к ним доступ. Но я выделял бы несколько другие три мира, соединив два первых попперовских мира в один – гуссерлианский мир феноменальности. Добавив к миру знания еще и мир идей, в том понимании идей, о котором идет речь в этой лекции.
Обсуждение здесь.