Можно по-разному осмыслять и анализировать глобализированное общество и глобальную экономику, но есть всего лишь несколько его характеристик, которые никто не станет оспаривать. И одна из бесспорных характеристик глобализированной экономики – ее энергозависимость. Энергетика вообще неотъемлемая часть цивилизационного развития. На протяжении многих тысячелетий люди довольствовались локальными источниками энергии, которые в большей или меньшей степени равно распределены по всему миру. Дрова для отопления, корм для тягловых животных существует почти везде, по крайней мере, там, где люди вели и ведут оседлый образ жизни. Использование локальных источников и ресурсов энергии делало людей зависимыми от природных факторов – плодородия почв, наличия транспортных путей (море, судоходные реки). Развитие же энергетики и переход от локальных подручных источников энергии на углеводородное топливо освободил людей от такого рода зависимости, но привел к энергозависимости.
Люди получили возможность расселяться повсюду, куда можно доставить энергию; теперь сама доставка энергии стала ограничением не только возможностей расселения, но и возможностей развития.
В полной мере энергозависимой мировая экономика стала с появлением сети железных дорог. Уголь как основное топливо для паровых двигателей, в отличие от дров и подножного корма для животных, встречается не везде. Поэтому наращивание железнодорожных путей требовало доставки угля от месторождений к потребителю, создание промежуточных складов и накопителей угля.
Собственно рассмотрение энергетики как одной из отраслей хозяйства и экономики ведет свою историю с эпохи паровых машин. В результате первой научно-промышленной революции с широким распространением паровых двигателей появилась энергетика как специфическая отрасль экономики. Начиная с этого времени, условно, со второй половины XIX века, в цене любого товара приходилось учитывать стоимость энергии, затраченной на его производство.
По инерции энергетика до сих пор чаще всего рассматривается как одна из отраслей экономики, хотя в ХХ веке, с переходом к использованию нефтепродуктов и электричества, она стала чем-то большим, нежели просто одной из отраслей народного хозяйства. Энергетика приобрела политическое, идеологическое и даже мировоззренческое или философское измерение. Можно выделить несколько ключевых событий в истории энергетики, повлиявших на политику и мировосприятие современного человечества.
Генезис «энергетического» мировоззрения
Начнем отсчет с идеологии и мировосприятия второй половины ХIХ века, когда нефть рассматривалась не столько как источник энергии, сколько как богатейший минеральный ресурс для производства разных полезных вещей. Характерным для этого периода высказыванием был афоризм русского химика Менделеева, утверждавшим, что сжигать нефть – все равно, что топить печку ассигнациями. Между таким мировоззренческим подходом Менделеева и афоризмом одного из главных идеологов индустриализации ХХ века, заявившим, что коммунизм – это «советская власть плюс электрификации….» лежит целая пропасть. В.Ленин придавал энергетике уже отнюдь не экономическое, но политическое значение. Разрабатывая теорию социализма, К.Маркс основывался на анализе социальных отношений, социализм же в исполнении В.Ленина и большевиков во многом базировался на тотальном контроле источников энергии.
В еще большей степени энергозависимость не только мировой экономики, но и политики проявилась во Второй мировой войне. Численность танковых армий и военно-воздушного флота, а также пределы, до которых они могли доехать и долететь, определялись возможностью доставки топлива. Нисколько не умаляя героизма солдат антигитлеровской и антияпонской коалиции и стратегического таланта ее генералов, необходимо признать, что победа во Второй мировой войне осталась бы за той стороной, которая контролировала бы регионы, богатые нефтью. Поэтому союзники делали все, чтобы не допустить Германию к нефтеносным Кавказу и Ближнему Востоку и перекрыть транспортировку румынской нефти на восточный фронт.
Послевоенный период развития мировой экономики определялся доступностью и дешевизной нефти, добываемой в слаборазвитых странах. Почти 30 лет послевоенная мировая экономика была энергорасточительной. Энергетический кризис начала 70-ых годов положил конец дешевой энергии. Идеологи Римского клуба, анализируя этот кризис, подняли вопрос «о пределах роста»1. С этого времени энергетика больше не могла мыслиться всего лишь одной из, пусть и очень значимой, отраслей экономики. Энергетическая тема стала основой мировоззрения и философии конца 20 века. Это мировоззрение принимало несколько форм — от примитивной разновидности мальтузианства2 до рафинированных экологических моделей, включая концепцию устойчивого развития. Если раньше конкурентоспособность национальных экономик определялась количеством потребляемой ими энергии, то после топливного кризиса 70-ых годов, конкурентоспособными становились энергосберегающие технологии и национальные экономики. Произошла переориентация научных и технологических разработок и изысканий в сторону энергосбережения. Стимулировались поиски альтернативных и возобновляемых источников энергии.
Надежды на интенсивное развитие ядерной и термоядерной энергетики были исчерпаны еще до начала энергетического кризиса 70-ых годов. Последующие изыскания сделали очевидным тот факт, что и месторождения ядерного топлива также исчерпаемы и невозобновляемы. Все разработки в области термоядерной энергетики пока также далеки от промышленного использования, как и в 50-ые годы. Источники возобновляемой энергии (гидроэнергетика, ветряные, приливные и солнечные электростанции) все еще малопроизводительны. В среднем по странам Евросоюза возобновляемые источники дают только 8,6% от всей потребляемой энергии, разброс по странам составляет от 39,7% в Швеции, которая лидирует в этом отношении, до 1,3% в Великобритании. Средства, вкладываемые в технологии, основанные на биотопливе, тоже пока не дают ожидаемого эффекта. Энергетической основой современной экономики по-прежнему являются минеральные углеводороды – нефть и природный газ. Хотя запасы нефти и газа оказались значительно большими, чем это представлялось аналитикам 70-ых годов, тем не менее, все проблемы, связанные сих исчерпаемостью, сохраняют свою актуальность.
Мировые запасы нефти и газа все еще велики и далеко не все еще разведаны. Однако они распределены по планете очень неравномерно и страны, добывающие энергоносители и потребляющие большую часть добытого, разнесены друг от друга на многие тысячи километров. Несмотря на развитие энергосберегающих технологий, общее потребление энергоносителей неуклонно растет. Вся планета покрыта энергопроводящими сетями. На протяжении нескольких десятилетий ХХ века основной коллизией мировой политики были взаимоотношения слаборазвитых стран-экспортеров нефти и развитых стран – потребителей. К концу ХХ и в начале ХХI века в этот геополитический расклад стали вмешиваться транзитные страны, которые не являются ни экспортерами, ни основными потребителями энергоносителей. Нефтегазовые конфликты с участием Украины и Беларуси в последние десятилетия заставили считаться с транзитными странами. В результате и они стали участниками большой региональной и глобальной политики.
Контроль за добычей, транспортировкой и потреблением энергоносителей к концу ХХ века стали универсальным объяснительным принципом любых мировых событий. Каждый вооруженный или экономический конфликт в глазах обывателя-читателя газет или телезрителя выглядит как борьба за контроль над добычей или транспортировкой нефти. Такое восприятие мировой экономики и политики при всей своей наивности не является беспочвенным. В конце концов, и политики при принятии решений руководствуются тем же мировоззрением. В какой-то степени можно говорить о том, что в современном глобализированном информационном обществе не только сама экономика, но и мировоззрение стало энергозависимым.
Однако это не может избавить нас от критики такого мировоззрения. В таком мировоззрении необходимо выделить как минимум две части. Первая часть сводится к объяснительному принципу, которому придается универсалистское значение, когда все происходящее в мире объясняется борьбой за энергетические ресурсы. Вторая часть нацелена на конструктивную мотивирующую функцию мировоззрения. На то, чем стоит и нужно заниматься в политике, экономике и науке. Мировая политика не ограничивается только войнами в Персидском заливе или политическими конфликтами Украины и России по поводу цены на потребляемый и транспортируемый газ. Не меньшее значение для судеб мира имеет Киотский протокол, совершенно мирный способ перераспределения издержек и ответственности между богатыми странами, потребляющими львиную долю энергии, и бедными странами, лишенными благ, связанных с потреблением и расходованием энергии, но сохраняющими экологическое равновесие на планете. Энергозависимое мировоззрение – это ни хорошо и ни плохо, это данность. Весь вопрос в том, к каким решениям и выводам мы приходит в итоге. Энергозависимое мировоззрение может вести к хищнической агрессивности или торгашеской зависти, а может стимулировать научное и технологическое развитие в области энергосбережения, поиска и эксплуатации альтернативных источников энергии.
Беларусь как комплекс современных энергетических проблем
Современная Беларусь, пусть и с большим опозданием включаясь в общемировые процессы, оказалась если не в центре, то близко к центру и сосредоточию всего комплекса мировых энергетических проблем. Мы не относимся к странам с самым высоким уровнем потребления энергии, однако энергозатраты на единицу продукции в нашей экономике очень велики. Мы не являемся экспортером энергии, но в значительной степени контролируем транзит энергоресурсов. Доля энергозатрат в товарах нашего экспорта снижает их конкурентоспособность на мировом рынке, но при этом разработка и внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии находится в зачаточном состоянии. Мы страна, сохранившая большие массивы нетронутой индустрией природы, и одновременно очень большая часть нашей территории подвержена радиоактивному заражению, вызванному техногенной катастрофой на атомной электростанции. Обеспечение энергетической безопасности и независимости страны является одним из приоритетов политики беларусского государства, и в то же время в стране ведется подготовка к строительству атомной электростанции, по закупленной вовне технологии, которая будет строиться и эксплуатироваться иностранными специалистами и фирмами, и работать на экспортируемом сырье.
Беларусь представляет собой синкретический комплекс энергетических проблем и, несмотря на то, что у нас, как и во всем мире, распространено энергозависимое мировоззрение, можно сказать, что и сам менталитет современных беларусов является энергозависимым. Мы в значительной степени обсуждаем и принимаем деструктивные решения в сфере энергетики, тогда как мотивирующая конструктивная часть энергозависимого мировоззрения все еще слабо влияет на политику национального уровня. Проявления этого можно встретить повсюду.
У всех на слуху строительство атомной электростанции. Насколько обосновано и необходимо строительство атомной электростанции в стране? С экономической точки зрения нам, очевидно, необходимо наращивать свой энергетический потенциал. Но пока не наблюдается конструктивного диалога между сторонниками и противниками строительства.
Цена на экспортируемые энергоносители – также очень болезненный вопрос для беларусской экономики. И он имеет несколько измерений. Какую цену Беларусь готова платить за дешевые энергоносители? Что мы делаем и должны делать для того, чтобы снизить энергозависимость национальной экономики от внешних поставок? А не тормозится ли модернизация и структурная перестройка беларусской экономики нашим нежеланием переходить на мировые цены на энергоносители? Разработка и эксплуатация альтернативных источников энергии может быть рентабельной для мелких и средних предприятий, и малопривлекательна для крупных. Но чтобы ориентировать мелкий и средний бизнес на инвестиции в эту сферу, необходимо пересмотреть не только налоговую политику, но и общее отношение государства к частному предпринимательству и к частной собственности на средства производства и на землю. Без этого все разговоры об альтернативных источниках энергии останутся только разговорами.
В таком кратком очерке мы обозначили только маленькую часть лежащих на поверхности энергетических проблем. Углубляясь в эту проблематику, необходимо было бы затрагивать содержания высшего и профессионального образования, экологического просвещения и экологической грамотности всего населения, от дошкольников до пенсионеров, политики в области стимулирования научных разработок и высоких технологий, демографической политики и планирования расселения, земельных кадастров, структурной реорганизации сельского хозяйства. Все эти вопросы необходимо рассматривать помимо собственно экономических вопросов, начиная с принципиального решения о целесообразности и соответствия национальным интересам сложившейся структуры индустрии в стране, и заканчивая, критикой традиционного бытового поведения жителей с неэффективным устройством сельских и городских жилищ беларусов.
Если уж энергетика стала составной частью мировоззрения современного человека, то и работать с этим мировоззрением необходимо не поверхностной идеологической накачкой, а на уровне философской критики и современными методами.
Оригинал – сайт http://eurobelarus.info/