ЭКРАН

Андрей Егоров: «Беларусские НГО могут взять на себя функции политиков»

| 25.02.2011

Первый Форум гражданского общества в рамках европейской политики соседства «Восточное партнерство» состоялся в ноябре 2009 г. в Брюсселе. В его работе участвовали 240 неправительственных организаций из шести стран-участниц программы: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. Второй аналогичный форум прошел в ноябре 2010-го в Берлине. Есть ли успехи на международном уровне и в Беларуси?

Не путать Восточное партнёрство с Международным Валютным Фондом

Форум предполагает многостороннюю и двустороннюю формы сотрудничества и взаимодействия: ЕС как страна-партнер, сотрудничество между странами-партнерами в различных конфигурациях при участии или поддержке Евросоюза.

До декабря прошлого года ощутимых результатов для Беларуси политика соседства не дала, полагает руководитель аналитического центра «Wider Europe» Вячеслав Поздняк. Он напоминает, что с момента учреждения Восточного партнерства шло согласование проектов, а европейские партнеры выдвигали предложения, так или иначе связанные с либерализацией и демократизацией, проведением прозрачных выборов.

Проекты, предложенные беларусской стороной в сотрудничестве с Литвой и Украиной, не заработали. Во-первых, потому что они должны быть одобрены в евроструктурах, во-вторых – финансирование проектов в рамках Восточного партнерства не предусматривается автоматически.

Вячеслав Поздняк призывает не путать Восточное партнерство с Международным Валютным Фондом.

Значительные плюсы?

Включение Беларуси в Восточное партнерство де факто способствовало выходу Беларуси из изоляции, беларусские официальные лица самого разного уровня получили возможность очень активно работать с партнерами. Саму возможность определять рамки сотрудничества, разрабатывать перспективные планы и облекать намерения в форму проектов нельзя не считать плюсом, полагает Вячеслав Поздняк. По его мнению, заметное движение с беларусской стороны наблюдалось в развитии инициативы Форум гражданского общества Восточного партнерства – создана национальная платформа, началась работа по вовлечению в проект беларусских НГО.

Сформированную в Беларуси в июле 2010 г. национальную платформу гражданского общества руководитель Центра европейской трансформации Андрей Егоров называет центром консолидации части проевропейски ориентированных беларусских НГО и наиболее влиятельной площадкой, на которой гражданское общество получает возможность обсуждать перспективы собственного развития и участия в европейской политике соседства. Егоров уверен, что сам Форум гражданского общества Восточного партнерства в последнее время набирает вес и приобретает политическое значение в структуре политики соседства и в своих взаимоотношениях с другими важными игроками на европейском уровне.

Политика ЕС, направленная на втягивание в свою орбиту Беларуси, сохраняет свою актуальность, полагает Андрей Егоров. По его мнению, это оставляет нашей стране возможность пытаться продвигать на официальном уровне международные проекты по инфраструктурному строительству в сфере экологии, энергетики, транспорта.

Для беларусского гражданского общества именно сейчас, по мнению Егорова, появляется масса задач, связанных с усилением собственного влияния в Восточном партнерстве и внутри страны. Решать их, на его взгляд, можно, используя европейскую политику соседства, в частности, признанные Евросоюзом каналы коммуникации.

Проблема «до» и «после» 19 декабря

При изучении возможностей, которые открывает для беларусского гражданского общества Восточное партнерство (а именно, каким образом конкретные организации могут включиться в те или иные проекты), нельзя не учитывать изменения ситуации, полагает Вячеслав Поздняк. По его мнению, здесь возникает «самая большая проблема, которую можно рассматривать с точки зрения до 19 декабря и с точки зрения после 19 декабря».

Ведущая роль в Восточном партнерстве – как в межгосударственном многостороннем проекте – принадлежит госструктурам. Отношения беларусских властей со структурами гражданского общества многие годы не складывались и на фоне беларусско-европейской оттепели, наблюдавшейся до 19 декабря 2010 г., радикально не улучшились.

Беларусский третий сектор находился, скорее, по одну сторону с беларусскими оппозиционными силами – и таким образом он и воспринимался властями, сотрудничества здесь не было, констатирует Вячеслав Поздняк.

По его словам, формирование Национальной платформы, вобравшей в себя политизированные структуры гражданского общества, а также прозвучавшие со стороны ЕС предложения включить в Евронест (парламентское измерение Восточного партнерства) исключительно представителей третьего сектора беларусские власти рассматривали как неблагоприятную, если не сказать враждебную тенденцию.

Новые условия – новые задачи

Однако если бы сегодня это было основной проблемой, можно было бы, по словам Поздняка, «предаваться мечтаниям и надеждам». Однако после событий 19 декабря ситуация резко ухудшилась, так как к прежним проблемам добавились новые: под каток массовых репрессий попали многие, прежде всего, политизированные структуры гражданского общества. И в нынешних условиях, отмечает Вячеслав Поздняк, возникла двойная проблема.

Во-первых, проблематично полноценное участие в проектах Восточного партнерства властных структур наряду с НГО, а именно в связи с этим «зависла» перспектива участия Беларуси в европейской политике соседства. От того, что дверь в Восточное партнерство для Беларуси не оказалась захлопнутой напрочь, можно испытывать лишь некоторое облегчение.

Во-вторых, гражданское общество, по определению Вячеслава Поздняка, находится «в состоянии болевого шока после жесточайшего давления, которое до сих пор продолжается», что, естественно, осложняет работу гражданских активистов – и в организационном, и в морально-психологическом плане.

Идея замены политической оппозиции организациями третьего сектора – иллюзорная

Примечательно, что, по мнению Андрея Егорова, беларусские НГО адаптировались к ситуации репрессий ранее, и поэтому, по его словам, не только меньше, по сравнению с политическими партиями, пострадали от репрессий, но и готовы взять на себя функции, которые не удается выполнять политикам в Беларуси.

У Вячеслава Поздняка принципиально иной взгляд на ситуацию. По его мнению, роль национальных организаций в деятельности Форума гражданского общества Восточного партнерства «нужно рассматривать объективно и не строить бредовые иллюзии насчет того, что третий сектор возьмет на себя функции политической оппозиции». Поздняку такой план представляется нереалистичным по двум причинам.

Во-первых, гражданское общество в странах-партнерах ВП находится в процессе становления и не имеет отлаженных, надежных и мощных каналов влияния. Во-вторых, в рамках Форума гражданского общества Восточного партнерства сейчас только лишь предпринимаются попытки организовать международное сотрудничество.

У стран Восточного партнёрства одинаковые проблемы

В странах-партнерах есть схожие с беларусской ситуацией проблемы: раскол, разделение в рамках гражданского общества на лояльных и нелояльных властям, политизированных и неполитизированных, есть и достаточно острая конкуренция. И если организационное становление в других странах идет с некоторой задержкой по сравнению с Беларусью, то это еще не повод тешить себя иллюзиями.

Степан Григорян, председатель правления ереванского Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству – структуры, которая была в числе основателей создания национального гражданского форума, – в интервью «Новай Еўропе» подтверждает наличие сходных проблем во всех странах-партнерах, а также проблем коммуникации с евроструктурами.

По его словам, возглавляемая им организация поддержала в Армении идею создания Форума гражданского общества в рамках Восточного Партнерства, так как очевидно, что программа «Восточного партнерства» будет успешно реализована в Армении лишь в случае активного участия в ней институтов гражданского общества страны.

Восточное партнерство может принести пользу

В рамках этой программы, отмечает Григорян, Еврокомиссия «будет, и уже сотрудничает, с правительством Армении. Сейчас идут переговоры по подготовке ассоциированного членства Армении в рамках программы «Восточного партнерства». Однако без заинтересованного участия граждан Армении и вовлечения в эти программы армянских экспертов и представителей НГО, может произойти «забюрокрачивание» всех этих инициатив».

Деятельность НГО Армении (как индивидуальная, так и в рамках разных форматов и форумов) в европейской политике соседства, уверен Степан Григорян, абсолютно необходима для того, что бы Восточное партнерство стало «реальной подмогой и пользой для повышения уровня жизни граждан Армении».

Остаётся надеяться, что активное решение беларусских проблем также поможет становлению гражданского общества и налаживанию отношений Беларуси и ЕС.

ТЭГИ: