Архивирование аналитических материалов Агентства Гуманитарных Технологий с www.worvik.com
Статья впервые опубликована 14.10.2006
Насильственное форматирование общества под единый и единственный стандарт человека — и есть то, к чему стремиться беларусское государство. Парадокс только в том, что человеческое разнообразие неустранимо в принципе, одинаковых людей не бывает, если они, конечно, люди. Отсюда возникает репрессивная сущность фашизма, который стремиться к невозможной унификации. Аполитичность, лояльность, раболепие не спасают от тотального геноцида, просто потому, что ты всегда иной. Насколько далека или близка актуальная ситуация в Беларуси от идеального (в Веберовском смысле) фашистского типа? Мы скоро об этом узнаем, все происходит на наших глазах.
События, разворачивающиеся сейчас вокруг церкви «Новая жизнь», являются наиболее значительными в масштабе всей страны, несмотря на то, что касаются вроде бы исключительно прихожан одной церкви и частного вопроса административно-хозяйственного характера. По своей масштабности и значимости для жизни белорусского общества они не уступают мартовским событиям. Эта оценка не зависит от того, признается ли это непосредственными инициаторами событий или основными политическими фигурами. Более того, можно сказать, что инициаторы поста-голодовки, если и осознают весь масштаб сейчас, то явно не планировали его заранее. Что же касается основных политических игроков, то их, мягко говоря, скромное участие в ситуации говорит само за себя.
Значение событий определяется их местом и ролью в жизни страны. И здесь они исключительны, поскольку то как, каким образом, разрешиться конфликт «Новой жизни» с государством обозначит (промаркирует) всю современную беларусскую ситуацию. Во-первых, то или иное разрешение конфликта позволит вынести диагноз белорусскому режиму: либо он тотально контролирует все, что происходит в стране, либо еще остается место проявлениям гражданского общества, хотя бы минимальным. Если ситуация с «Новой жизнью» будет завершена победой власти, это будет означать окончательное установление тоталитарного фашистского режима в Беларуси и признание полной неспособности общества сопротивляться этому режиму. В таком случае даже наличие партий или общественных объединений является лишь декоративной ширмой этому режиму. В этом смысле ситуация – тест на тоталитарность.
Во-вторых, разворачивающаяся ситуация является проверкой демократических сил Беларуси (в самом широком смысле) на способность к солидарным действиям. Так сказать проверка боем. Фактически это очередная после марта 2006 г. инвентаризация наличных ресурсов демократических сил. Если серьезно и реалистично подойти к оценке, то прихожане одной этой церкви, выступая единым субъектом, являются силой равной или даже превосходящей по реальной численности и, в особенности, по организованности, любую из существующих ныне беларусских партий, а христиане одного объединения с лихвой превосходят их коалицию. В свою очередь, потенциал солидарных действий с христианами, лишенными возможности обращаться к Богу, превышает такого рода возможности всех так называемых ОДС. Протестантская община (между прочим постоянно стремящаяся дистанцироваться от политической деятельности) становится ядром, вокруг которого могут солидаризироваться все демократически настроенные жители страны.
В третьих, ситуация с «Новой жизнью» характеризует состояние всего общества, демонстрируя полное отсутствие в нем нормальных механизмов разрешения проблем тех или иных групп, как между собой, так и с государственными органами. Ведь протестующие неоднократно подчеркивали, что суть их требований сводится к организации диалога на равных с отдельными государственными структурами.
Как и в сентябре прошлого года (см. здесь) эта церковь является узлом, ядром, центром общественной жизни, её испытывают, и по тому как она выходит из этого испытания измеряется будущее всей страны. Не на это ли она избрана? Это возможно только в условиях институционального кризиса, когда даже малое возвышение на равнине кажется огромной скалой и небольшая церковь становиться ориентиром для всего гражданского общества. Но от этого она не становиться реально больше и сильнее, в сопоставлении с государством одна община – это ничто.
Позитивное разрешение ситуации для церкви возможно только в том случае, если власть пойдет с ними на переговоры, а точнее, если власть будет вынуждена пойти на переговоры. Объявление поста-голодовки и есть способ принуждения. Однако, очевидно, что само по себе это действие не может быть эффективным. Принудительная сила голодовки как формы протеста, которая базируется на возможности летального исхода, сводится на «нет» принципами христианства, которое не приемлет самоубийства ни в каком виде.
Для того, чтобы власть была вынуждена пойти на переговоры необходимо выполнить два условия: 1) парализовать (сделать невозможной) нормальную деятельность властных структур и 2) удерживать (длить) эту парализованность до момента, когда власть пойдет на переговоры (см. Стратегия-2006). Понятно, что «Новая жизнь» даже в полном составе, на окраине Минска и без угрозы жизни людей эти условия выполнить не может. Для их выполнения необходима организация давления на власть как внутри Беларуси, так и извне, с тем, чтобы такое давление невозможно было игнорировать, чтобы оно создавало серьезные препятствия в нормальном функционировании властных органов. Для этого оно должно быть массовым, продолжительным и последовательным. Таким образом, возможность позитивного разрешения ситуации для «Новой жизни» напрямую связана с проявлением солидарности, причем в масштабах превосходящих общинные или конфессиональные. То есть ситуация внутри церкви может быть разрешена только в ситуации разворачивающейся за ее пределами, в ходе солидарных действий демократически настроенных сил. И эта взаимосвязь не зависит от желания непосредственно протестующих, и может ими осознаваться и признаваться или нет.
С другой стороны, для демократических сил это шанс протестировать свои реальные возможности и готовность к совместным действиям по защите таких ключевых демократических ценностей как свобода совести, неприкосновенность собственности и т.д. По результатам разрешения этой ситуации можно оценить насколько голословными были заявления о расширении оппозиционных настроений. Кроме того, эти события позволяют отделить реальную деятельность от фиктивно-демонстративной, поскольку проявление солидарности ситуацию изменить может, а вот принести политические дивиденды – нет. Скажем метафорически, призы и лавровый венок в случае победы получают только христиане, но в случае проигрыша – проигрывают все.
Анализируя сложившуюся ситуацию, необходимо отметить еще один важный момент. В ходе событий разворачиваются процессы внутреннего структурирования и развития сил, противостоящих режиму. По мере расширения круга участвующих в акции протеста (и числа голодающих, и тех, кто проявляет солидарность в действиях) с необходимостью происходит «разделение труда», что требует организации взаимодействия между различными деятельностными позициями: принимающие решения, организующие акции и участвующие в них, ведущие переговоры и т.д.. Эффективность взаимодействия напрямую зависит от признания компетентности друг друга и доверия. Таким образом, идет «работа» по нескольким направлениям, которые в стратегии 2006 назывались в качестве ключевых для достижения победы над режимом: решение кадрового вопроса и преодоление барьеров внутри демократических сил.
Татьяна Водолажская
Андрей Егоров
Агентство Гуманитарных Технологий