АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Мониторинг и аналитика: октябрь 2005

и | 20.10.2005

Архивирование аналитических материалов Агентства Гуманитарных Технологий с www.worvik.com

Статья впервые опубликована 01.11.2005

Постконгрессный сидром
Вся деятельность оппозиции в октябре сосредоточена вокруг проведенного Конгресса – принятие и осознание его результатов, выработка дальнейших действий.
О самом Конгрессе уже много написано и нет необходимости повторяться. Голосование и последовавшая сразу за ним реакция показала отсутствие единства.

Постконгрессная ситуация показывает:
1. Все интеллектуальные и организационные ресурсы оппозиции были сосредоточены на проведении Конгресса и фактически исчерпаны этим мероприятием. Во-первых, очевидно, что у 5+ (10+) отсутствовала стратегия или хотя бы план действий после выбора единого. Хотя для объединенной оппозиции, по ее заявлениям, в принципе был важен сам факт выбора, а не фамилия Единого.
На поверку оказалось, что это не совсем так. Подтверждением тому – внутрипартийный кризис ОГП и разыгранный Лебедько, Альфером и Добровольским перед однопартийцами спектакль, благо однопартийцы проявили объединенно-гражданскую позицию и не отпустили от себя столь ценные руководящие кадры.
Поэтому, вместо того, чтобы «спокойно» продолжить работу в рамках общего плана победы в 2006 году, оппозиционной общественности потребовалось несколько недель для того, чтобы осознать, принять и примириться с результатами Конгресса. При этом, те кто и слышать не хотел предостережения о нелегитимности Конгресса, которые высказывались до его проведения, «вспомнил» и ситуации выбора делегатов, и странности по выделению квот, и многое другое.
Сяргей Альфер: «Калі казаць пра аб’ектыўныя прычыны, то трэба адзначыць, што частка дэлегатаў кангрэсу выбіралася не на падставе конкурснага адбору ў рэгіёнах, а паводле пэўных сьпісаў. І калі з дэлегатамі ад раёнаў, дэпутатамі і кандыдатамі ў дэпутаты не было праблемаў, то з фармаваньнем сьпісаў ад няўрадавых аб’яднаньняў узьніклі праблемы. Таму ў вялікай часткі дэлегатаў быў сумнеў, ці сапраўды некаторыя людзі прадстаўляюць рэальныя няўрадавыя арганізацыі.»
И только к концу октября стали возникать вопросы о том, как действовать дальше. Если рассчитывать на результат в 2006 году, то такая консолидация и такие темпы работы абсолютно неприемлемы. Хотя эта оценка не совпадает с мнением руководителя штаба, он считает, что времени более чем достаточно.
Спадар Калякін нагадавае, што звычайна штаб ствараецца пасьля аб’яўленьня выбараў, аднак у адзінага дэмакратычнага кандыдата ён з’явіцца фактычна за 9 месяцаў да прэзыдэнцкіх выбараў. Таму часу для працы яшчэ многа.
2. Формирование структур управления объединенной оппозицией (штаба, Национального комитета и политсовета) исходит из учета имеющихся заслуг и выполнения договоренностей, а не из задачи создания работоспособных органов управления. Если принять аналогию всякого рода конкурсов, то они имеют два типа: конкурс на замещение должности, то есть на адекватность будущей работе, и конкурс на получение премий и званий, то есть на признание прошлых заслуг. Так вот раздача портфелей и планшетов в объединенной оппозиции – это без сомнений последний тип конкурса. Теперь, представляясь, А.Лебедько может гордо называть себя не только депутатом ВС 13 созыва, но и главой Национального комитета. Как одно, так и другое ни к чему не обязывает. Ну да Бог с ним с Национальным комитетом, хуже, что аналогичная ситуация и со штабом. Трудно представить себе структуру в такой же степени неприспособленную для принятия быстрых и согласованных решений. Официально объявлено, что руководит штабом С. Калякин, его заместителями стали В.Вячорка (ответственный за дипломатические отношения), А.Добровольский (агитационно-рекламное и информационно-аналитическое обеспечение) и В.Корниенко (организационно-массовая работа и техническое обеспечение).
Однако в трактовке, например, самого Добровольского деятельность штаба сосредоточена на следующих направлениях:
Первое — это сама избирательная кампания, включающая выдвижение единого кандидата, проведение агитационной работы.
Второе направление — организация общественного давления на власть, с целью заставить ее отказаться от возможной фальсификации итогов голосования.
Третье – разработка программы преобразования Беларуси в случае победы демократического кандидата на президентских выборах.
Частью избирательной стратегии станет также объединение сторонников перемен и создание общего движения с единым цветом и брендом.
Кроме того, в ближайшее время руководство штаба претендента в президенты от демократических сил намерено организовать общественную дискуссию о том, какой хотят видеть будущее Беларуси ее граждане.
Понятно, что эти направления не соответствуют только что созданной структуре штаба. Не говоря уже о том, что сами по себе они демонстрируют полную непродуманность действий и напоминают скорее агитку, чем результаты аналитической работы. В программе действий не обозначены такие необходимые направления, как организация сети по сбору подписей, наблюдению и возможному выходу на улицу, дипломатическая работа и организация переговорного процесса, PR-кампания и другие. Этим и должны заниматься различные подразделения штаба, причем каждое строго своим делом. А пока:
Разрабатывать эту программу (Преобразования Беларуси после выборов) будет не только штаб, но и Национальный комитет….
Или:
Днямі Аляксандар Дабравольскі вярнуўся з Кіеву, дзе разам з Анатолем Лябедзькам правёў шэраг палітычных сустрэчаў.
– хотя ответственный за дипломатию В.Вячорка.
Поэтому в результате, Милинкевич имеет и штаб, и Политсовет, и даже Национальный комитет, а главное со всеми сохранены «нормальные» отношения, но рабочих органов как не было, так и нет. Все управляют Единым, Единый не управляет ни кем. Все работают либо на себя, на свой имидж, либо в соответствии со своим пониманием, но без координации.
Попробуйте спросить одновременно у нескольких человек из «объединенного руководства», кто же принимает окончательное решение, и получите столько вариантов ответа, сколько вопросов зададите.
До согласования действий с рядовыми партийцами руки, естественно, не доходят, а только региональными штабами здесь проблему не решить. В принципе, это основания для раскола или, как минимум, саботажа с мест всех инициатив верховного командования.
3. Настроения рядовых демократически настроенных беларусов остаются весьма пессимистичными.
Во-первых, гнетет ощущение дежа вю, ситуация «объединения» вокруг Гончарика повторяется.
Я не уверен, что в 2001 году были ошибки по формированию штабов, там была главная ошибка – поздно определились по единому кандидату и поздно занялись вопросом соединения разнородных секторов демократических сил, которым необходимо время на притирку, на взаимодействие и на согласование этого процесса в целом. Сегодня такое время у нас есть, и главный вывод, который мы сделали, – мы имеем резерв времени для того, чтобы нормально организовать избирательный процесс. (Калякин)
Во-вторых, акция солидарности с жертвами политических репрессий стала индикатором готовности проявить сплоченность.
Использование формы флеш-моба для политической деятельности является не только данью моде, но и отражением реальной возможности активной деятельности в беларуском политическом пространстве. Акция показала два важных момента, которые можно и необходимо было спрогнозировать и учитывать еще до ее проведения.
1. Технологическая и организационная непродуманность инициаторами и отсутствие анализа аналогичных акций, проводимых ранее.
2. Отсутствие интеллектуальной поддержки, необходимой для создания ценностной и содержательной базы для формирования солидарности. Устраненность белорусских интеллектуалов от включения в политический процесс, практически лишает шансов любые действия и акции, сколь бы технически точно они бы не были продуманы и реализованы.
Исходя из сложившейся ситуации «одинокий Единый» должен как можно скорее найти тех, на кого можно реально опереться. И сейчас, возможно, он этим и занят. Вероятен и другой вариант – Единый может продолжать довольствоваться ролью свадебного генерала, заключая фьючерсные сделки под собственный бренд.
В этой связи, особенно интересным становится эпизод, которому объединенная оппозиция не придала (или постаралась не придать) особого значения. Это заявление ряда лидеров НГО перед Конгрессом. Что в этом заявлении важно:
1) четкое осознание и формулирование собственного интереса в изменении политической ситуации;

2) четкое выдвижение требований к политическим лидерам (что в принципе не принято в белорусском демократическом сообществе);

3) наличие ресурса, который может быть предоставлен тому, кто готов эти интересы защищать. На самом деле именно такое взаимодействие политика и НГО является нормальной практикой. Однако, заявление было проигнорировано на публичном уровне – нет никакой реакции, и встретило довольно жесткое неприятие на уровне индивидуального общения, мол, отщепенцы вносят раскол в самый неподходящий момент.
Объединенную оппозицию больше волнуют отношения с западными донорами, чем с собственными гражданами:
• Романчук: Решение Венецианской комиссии может стать мощным рычагом давления на Лукашенко со стороны, в том числе и России

• “Sueddeutsche Zeitung”: Брусэль выдаткоўвае 8,7 мільёнаў эўра на Беларусь

• Якія вынікі сустрэчы беларускай апазыцыі з кіраўніцтвам Эўразьвязу?

• Ці разьлічваюць на замежную дапамогу апазыцыянэры ў глыбінцы?
Тем временем…
В отличие от руководителей объединенной оппозиции власть не почивает на лаврах (а там есть, на чем почивать), а уже вплотную приступила к предвыборной кампании, а точнее к обеспечению очередной элегантной победы. Для простого беларуского народа спектакль имеет название «Информационная безопасность». В нем активно участвуют все СМИ и ничего нового и оригинального постановщики не придумали. Очень трогательные сцены разговора с народом про готовность уйти, как только попросят: «Я сам не буду снимать свою кандидатуру. Вы должны сказать: Лукашенко — хватит», адресованы скорее оппозиционерам, чем электорату. Просто показать язык с экрана гарант пока не решается, но дразнится уже вполне открыто. В это время вертикаль работает четко и отлажено – блокирование мобильных телефонов, трансляция новостей БТ и СТВ в метро, пропаганда государственной политики в школах, преследования со стороны спецслужб и т.д.
Степень предупредительности и перестраховки наиболее ярко проявилась в ситуации со срывом Молодежного Форума. Если судить по отчетам участников, то задачей правоохранительных органов было не допустить собрания молодежных лидеров. До содержания Форума, его целей и задач никому не было никакого дела. Так сказать превентивные меры – больше трех не собираться. Развитие такой тенденции, когда пресечение деятельности происходит не по идейным соображениям, а по формальным основаниям, характеризует новую ступень белорусского общества на пути к возвращению к нормам тоталитарного государства. Поводы и ранее были почти всегда формальными, но в этой ситуации формальными уже стали и причины, что и выразилось в радушном и незлобливом отношении к задержанным.
Надо отметить, что в отделении милиции молодым людям был оказан “радушный прием”: чай, кофе, печенье, бутерброды. К тому же некоторым участникам даже были предоставлены финансы на дорогу до Минска (о Гродно не могло быть и речи!). Однако объяснить молодым людям, почему за проблемы с документами у водителя отдуваются они, никто из представителей правоохранительных органов толком не смог.
Отсутствие новых идей в оппозиции ведет к абсолютной некреативности стратегии власти. Действительно, зачем покупать новую обувь, если еще коньки не сносились. Снова в ходу second-hand – Союзное государство. Причем в сложившихся обстоятельствах использовать эту «фишку» можно по-разному. Например, совместить с выборами и тогда сорвать возможный бойкот (эта идея еще витает в оппозиционных кругах и возможно станет еще более популярной, когда выяснится реальная степень подготовки к выборам), и в то же время обеспечить поддержку и легитимность результатов выборов-референдума со стороны России. Впрочем, как показывает практика, такую поддержку Россия по традиции окажет.
Кроме того, той версией Конституционного акта, которая сейчас выносится на обсуждение можно порадовать как желающих объединиться, так и желающих остаться независимыми, поскольку принципы объединения в нем не прописаны.
Однако, сейчас идея «союзного государства» имеет значительно большую «стоимость» для российской внутренней политики и ситуация вокруг нее будет разворачиваться под большим влиянием внебеларусских факторов, хотя там есть определенный запас времени. Это обстоятельство дает возможность белорусской оппозиции использовать сложившуюся ситуацию, для заявления собственной позиции и привлечении на свою сторону тех, кто пока не видит в ней действенной силы.. Однако пока все «действия» не идут дальше рассуждений.
Правила Движения не меняются
Деятельность Движения в октябре была сосредоточена на том, чему не придала значения объединенная оппозиция в постконгрессном пылу.
Во-первых, всяческое содействие оказывалось самоопределению в своих целях и интересах влиятельных деятелей третьего сектора. Надо сказать, что происходящие события стали второй попыткой после создания группы Разам, взаимодействие с которой также было очень плотным и серьезным, в результате чего и появилась Стратегия 2006. Эта линия координации и объединения усилий является одной из наиболее перспективных, так как предоставляет возможность сформировать и реализовать новые принципы взаимодействия и организации коллективного субъекта, противостоящего режиму. Это взаимодействие в своей основе имеет взаимные обязательства и ответственность сторон друг перед другом. Такая форма взаимодействия непривычна для беларуской политики и воспринимается как аномалия, в противовес стратегии «мобилизации всех сторонников перемен», которую озвучивает А.Добровольский.
В ходе взаимодействия Движение (в лице АГТ) приняло участие в первом из запланированной серии круглом столе «Роль негосударственных организаций в современном белорусском обществе». Итоги этого мероприятия еще раз продемонстрировали сложность самоопределения НГО, как в силу запутанности ситуации, так и из-за требования определенного мужества для того, чтобы посмотреть на себя и свою деятельность по иному. Позитивный итог состоит в том, что этот круглый стол претендует стать местом коммуникации между «новыми» НГО и политиками, по крайней мере, такие планы и обещания со стороны политиков (В.Мацкевич и В.Корниенко от имени штаба Единого) зафиксированы.
Второе направление деятельности связано с уже отмеченной проблемой солидарности. Здесь объединяется работа с двумя «целевыми группами», о перспективности обращения к которым было заявлено в самом начале деятельности. Это интеллектуалы, роль которых невозможно переоценить, так в отношении формирования базы для солидарности беларусов, так и в общем обеспечении нормальной политической деятельности (День беларуской солидарности). К сожалению, здесь наблюдаются, пожалуй, наибольшие трудности. Интеллектуалы странным образом недооценивают свою роль в преобразованиях, происходящих в политическом пространстве, и отстраняются от него, предпочитая выяснять внутрипрофессиональные отношения, и обращаются к наиболее отвлеченным материям. Давая очень точную и глубоко обоснованную оценку ситуации:
…сыход ва ўнутраную эміграцыю, існаванне недзе на маргіналіях сацыяльных працэсу, уцёкі з краіны. Толькі часопіс “Архэ” часам мае да 50% аўтараў, якія фізічна не жывуць у Беларусі, хоць і пішуць на беларускія тэмы і маюць беларускае паходжанне. І гэта паказчык цяперашняе гуманітарнае сітуацыі. (В.Булгаков)
остаются крайними идеалистами относительно возможности реализовывать свое «право на труд» в том, обществе которое станет реальностью после «элегантной победы» в 2006 году.
Я не схільны успрымаць настолькі апакаліптычна магчымы факт наступнай перамогі Лукашэнкі. (В.Булгаков)
Вторая группа – христиане. Эта та редкая в беларуском обществе группа, которая обладает сильной коллективной идентичностью, а потому готова к проявлению солидарности. Кроме того, опыт общения с властными структурами в сентябре, позволил отбросить пустые надежды и сформулировать свой политический интерес. Работа в этом направлении более эффективна.
Таким образом ситуация сейчас складывается так, что за последний месяц выявились как минимум две группы, самоопределившиеся в предвыборных обстоятельствах: «новые НГО» и христиане. Перспектива объединения этих сил может быть реализована в создании политической партии. Это направление определяет цели следующего этапа деятельности Движения.
Николай Кацук,

Татьяна Водолажская,

Агентство Гуманитарных Технологий

ТЭГИ: