В ходе беларусских встреч в 14 Школе Лидеров Гражданского Общества был затронут ряд важных тем, оставшихся, впрочем, без сколь-нибудь серьезного рассмотрения. Я не могу не обратить на это внимания, поскольку здесь самым серьезным образом затрагиваются интересы Беларуси, вопросы ответственности за ее будущее, и, в конечном итоге, моя собственная деятельность в стране.
О чем же шла речь? Речь шла о западной помощи, или о том, как и в каких формах польские организации могут оказывать поддержку Беларуси. Этот вопрос серьезен, важен и интересен для тех организаций, которые имеют намерения работать в Беларуси или с белорусскими организациями. Но этот вопрос важен и интересен лишь тем, кто в действительности озабочен эффективностью и целесообразностью собственной деятельности. Часто так случается, что в длительном периоде многие НГО (здесь я основываюсь и на беларусском опыте) утрачивают первоначальные цели и начинают заниматься реализацией внешних (по сути, любых) проектов, дающих возможность дальнейшего существования организации, обеспечивающих зарплаты, поддержку работы офиса и т.д. В таком случае рассуждения о принципах оказания западной помощи, и вообще о подходах к обсуждению таких вопросов, очевидно, теряют всякий смысл. Естественно, тем, кому важно функционирование организации, а не достижение других целей, безразлично, как и в какой степени эти цели достигаются. Этот текст не для них. Дальше имеет смысл читать только тем, для кого содействие построению демократии и гражданского общества в Беларуси есть реальная цель, тем, кому важно не просто что-то делать, но делать так, чтобы ситуация в Беларуси изменялась в результате этой деятельности (в нужном направлении, естественно).
Обычно обсуждение вопросов оказания помощи Беларуси скатывается в область ценностных или идеологических рассуждений. Это не плодотворный путь, он заканчивается, как правило громкими декларациями при отсутствии практической пользы. Что является следствием автоматических установок на восприятие уже реализующейся деятельности как абсолютной (неизменной) действительности. Принципы и ценности как бы восстанавливаются из текущей деятельности. По-моему, более эффективным было бы обсуждение принципов планирования, проектирования и программирования помощи демократической Беларуси. В таком случае происходит не принятие неких фактов как очевидных, но конструирование того, чего еще не существует.
Базовыми и нерушимы принципами проектирования (планирования и программирования) деятельности по оказания помощи Беларуси должны стать:
1. Принцип «думай глобально – действуй локально».
Этот принцип часто упоминается, но мало используется в практике принятия решений. Решения относительно Беларуси принимаются без соответствующего «глобального» промысливания. Люди, осуществляющие деятельность, зачастую руководствуются поверхностными сведениями о Беларуси, «очевидными» фактами или общей установкой «был, знаю, видел, читал». Мало кто всерьез и глубоко задумывается о ситуации в целом, ограничиваясь только «необходимым для реализации проекта» знанием.
Это ошибочный и порочный путь. Недопонимание беларусской ситуации в итоге съедает все результаты проектной деятельности, приводя к бессмысленной трате времени и ресурсов (и человеческих, и финансовых). Показательный пример: проекты построения локальных сообществ и местного самоуправления реализуются в Беларуси уже более 10 лет, но ситуация и с тем и другим становиться только хуже. Это не значит, что такие локальные сообщества нельзя построить в принципе, но лишь то, что их нельзя построить без глубокого понимания внутрибеларусских проблем.
Работать можно, но при этом необходимо анализировать, рефлектировать, сравнивать, дебатировать, консультироваться с профессионалами и т.д., даже при осуществлении малых проектов.
Вторая часть принципа требует локального характера действий. Это просто. Не надо браться за то, что сделать вам не под силу. Не стройте демократии в Беларуси, не развивайте гражданское общество, не организовывайте местного самоуправления, не создавайте независимых СМИ в Беларуси – это не под силу никому, кроме самих беларусов. Можно лишь делать лишь локальные, ограниченные строгими рамками шаги по направлению к этому вместе с самими беларусами.
2. Все решения, принимаемые относительно Беларуси без участия беларусской стороны – недействительны.
Странно, но почти никто не ставит вопроса о правомерности своих действий и ответственности за результаты. Кто я такой, чтобы что-то делать в Беларуси, какое я имею на это право? Какую ответственность я несу за результаты своей деятельности, чем собственно я отвечаю? Эти вопросы не праздны. Каждый, кто планирует работу с Беларусью, обязан задумываться над вопросами о своем праве что-то делать в Беларуси и с Беларусью.
По моему глубокому убеждению, никто, кроме самих беларусов, не имеет права определять цели деятельности внутри Беларуси, это неотъемлемое право на суверенитет беларусского народа. Как вообще возможно вмешательство во внутренние дела суверенного государства, что дает на это право? Почему это вдруг Европа желает построения демократии в Беларуси, но отвергает право выбора иного пути (как это утверждается официальной пропагандой)? Ответ на это лежит в понимании современных процессов глобализации. Больше нет совершенно замкнутых обществ, больше нет абсолютно независимых друг от друга стран, больше не существует «дальних» и «ближних». В современном мире все мы соседи. Процессы, происходящие в Беларуси, касаются Европы, отражаются на ее безопасности, способны коренным образом изменить ее будущее. Чернобыльская АЭС находилась на территории Украины, больше всего от аварии пострадала Беларусь, а затронутой оказалась вся Европа. Это наглядный пример того, как непонимание глобальных, ключевых вопросов современности может оборачиваться катастрофическими последствиями.
Европа не может самоизолироваться от Беларуси, и не способна изолировать ее. Европа не может по собственной воле и вопреки принципу суверенитета действовать в Беларуси, но, в месте с тем, должна иметь возможность влиять на те внутрибеларусские процессы, которые затрагивают ее интересы. Такого рода парадокс может быть разрешен только в форме со-действия, со-труничества, парт-нерства, т.е. как частичное участие европейцев со-вместно с беларусами в судьбе Беларуси и, со-ответственного участия беларусов в судьбе Европы.
Это, прежде всего, значит включение беларусов в процесс принятия решений относительно и Европы, и Беларуси.
3. Не навреди!
Часто забывается или не принимается в расчет, что реализация планов и проектов может иметь результат противоположный запланированному. Принятие решений в условиях неопределенности, недостаточности знания, поверхностного промысливания с большей вероятностью может привести к незапланированным итогам. Нельзя учесть всех факторов, но можно учесть их необходимое и достаточное количество. Неприятно думать о возможном неуспехе, но необходимо. Именно для того, чтобы этот успех все-таки был.
4. Принцип эффективности: работа должна иметь осязаемый результат
Эффективность заключается в соотнесении фактических результатов с запланированными: чем ближе первое ко второму, тем выше эффективность. В гуманитарной сфере, устремляясь к идеальному и высокому, легко забыть о приземленных, вполне конкретных и измеримых плодах нашей активности. Обратите внимание, глаголы «делать» и «сделать», «строить» и «построить» отличатся по степени завершенности действия, «делать» и «строить» можно вечно, но так никогда ничего не «сделать» и не «построить». Начиная работать в Беларуси, нужно научиться оперировать глаголами совершенного вида, тогда можно надеяться на минимальную эффективность и плодотворность. Использование таких глаголов исправляет ошибки мышления, позволяет соотносить собственные силы с объемом и сложностью задач. Легко сказать: «я строю в Беларуси гражданское общество», и куда сложнее: «я построю в Беларуси гражданское общество».
5. Принцип единой стратегии
Без единой стратегии в Беларуси сделать ничего не получиться. Как уже отмечалось уже более года назад [1] : осмысленная стратегия Запада в отношении Беларуси попросту отсутствует. Западный вектор влияния на беларусскую ситуацию — это чистая охлократия (даже не демократия). Бедность страны, которая находится на переходе от третьего мира ко второму (если на сегодняшний день существует еще второй мир), такова, что для беларуской ситуации те деньги, которые может выделить маленький западный фондик способны произвести существенные изменения и привести к каким-то существенным сдвигам. А таких фондиков, которые готовы выделять денежки на помощь третьему сектору, демократическим организациям, гражданскому обществу очень много. Практически нет ни одной страны в Европе, чувствующей себя богатой европейской страной, которая не выделяла бы сюда средств. Но этот разнобой и разноплановость действий отдельных субъектов, которых мы считаем представителями Европы здесь, приводит к тому, что никакой единой логики действий, никакой определенной стратегической направленности изменений нет. И, как закономерный итог, дрейф ситуации в Беларуси в направлении прямо противоположном декларируемому.
6. Принцип публичности
Еще на этапе разработки программ помощи необходимы публичные дискуссии о формах, методах и содержании любой деятельности относительно Беларуси. Это не только поможет достичь лучшего качества принимаемых решений, но увеличит открытость и доверие, позволит наладить систему общественного контроля за принимаемые решениями. К сожалению, часто происходит так, что заинтересованные субъекты гражданского общества Беларуси не в состоянии получить адекватной информации относительно конкретной деятельности тех или иных западноевропейских структур (фондов и организаций), способах и формах принятия решений и т.д. Естественно, что в условиях неполной информированности растет подозрительность и недоверие, проявляются взаимные упреки в закрытости и коррупционности и т.д.
Вместо заключения.
Беларуси не нужна любая помощь. Если вы спрашиваете беларусов: «какой помощи вы от нас ждете?», а в ответ слышите: «любой!», не верьте. Это неправда. «Любой» — это значит «не знаю какой». Беларусь находиться в уникальной общественно-исторической ситуации. Руководствоваться простыми и на первый взгляд очевидными решениями в отношении сложных проблем наивно и опасно. Глубине проблемы должна быть противопоставлена адекватная глубина осмысления, и не каждый на это способен. Поэтому не стоит делать шагов, не продвигающих нас вперед, не стоит делать того, в чем мы хоть на минуту сомневаемся, и, конечно, не нужно делать того, что очевидно вредит Беларуси.
[1] worvik.com